Об Алматы

2022-07-03

Случился у нас семейный отпуск. Кажется, самый дикий отпуск за последнее время. Решили мы доехать на машинке до Нур-Султана, а потом ещё сгонять в Алматы на недельку. Ну а что, дедушка же в советские времена добирался из Омска в Целиноград на своей «копейке». Чем мы хуже? А в Алматы (или всё-таки Алма-Ате?) мы просто никогда ещё не были, но давно хотели. А тут целая кучка родственников и знакомых образовалась, поспособствовать и за компанию.

Так как так далеко на машине мы ехали впервые, решили не торопиться, и задержаться на денёк в Боровом. Который нынче называется Бурабай. Озеро, кажется, всё ещё Боровое, а посёлок на его берегу — уже Бурабай.

Знающие люди посоветовали не ехать на юг, через Одесское. Там, говорят, дорога разбитая. А поехать на запад, через Петропавловск. В принципе, не сильно большой крюк. Можно ещё уехать через Черлак в Павлодар. Но это уже совсем мимо Борового получается.

Маршрут получился таким. Омск — Петропавловск: 280+ километров, 4-5 часов времени. Ибо на таможне минимум час потеряете. Петропавловск — Кокшетау (Кокчетав): 180+ километров. Кокчетав — Щучинск: 70 километров. Щучинск — Боровое: 20+ километров.

карта

Поздно утром мы выехали из Омска. Поздно вечером мы приехали в Боровое. По пути купили страховку на машину для езды в Казахстане, за рубли, домик стоит прямо перед российской таможней.

Наземная таможня оказалась гораздо гуманнее авиационной. Паспорта смотрят, штампики ставят. Спрашивают, куда и зачем едете. Деньги и валюту не пересчитывают. Машину досматривают, просят открыть все двери, бардачки, багажник, капот. Смотрят под сиденьями. Но в чемоданы (а в багажник Пиканто влезает ровно один большой чемодан) не заглядывают. Старайтесь ехать в будни, чтобы не пересечься с какими-нибудь автобусами. А то можете потерять ещё больше времени.

Дорога от Омска до Петропавловска нормальная. Обычная однополосная дорога. В России можно ехать 90, в Казахстане, кажется, можно 100. На территории России дорога немного ровнее. Каждые 20-30 километров встречаются места для отдыха. В Казахстане ещё и оборудованные туалетом, иногда даже не конструкции «дырка в полу».

В Казахстане на обочине дороги встречаются «картонные» силуэты лошадок и коров, видимо, чтобы водители не расслаблялись. Потому что настоящие коровки, лошадки и овечки тоже часто встречаются. Стадами.

Попадаются целые вымершие берёзовые рощи. Стоят голые без листвы. Говорят, их пожрали какие-то гусеницы. Выглядит страшновато. Потом, в горах Алматы, мы видели аналогичные остовы елей, затопленных озёрами.

Петропавловск — маленький городишко. Но там есть вся нужная цивилизация. Мы там обменяли рубли на тенге. Будьте внимательнее с курсом, он нынче скачет. В обменниках курс может быть выгоднее, чем в банках, но там могут согласиться менять только большие суммы.

Дорога до Кокчетава такая же, однополосная. Вот только за 50 километров до Кокчетава они устроили ремонт. Реально содрали верхний слой асфальта на 50 километрах дороги, и начали класть новый, несколько километров положили. Ехать по этим процарапанным канавкам как патефонная игла быстрее 80 мне не захотелось. Но ничо, доехали.

Кокчетав запомнился отсутствием публичных туалетов в так называемых «торговых центрах». И внезапно перекрытым проездом через мост. Реально, стояла местная патрульная полиция (так называются казахские гаишники) и разворачивала всех желающих проехать. Пришлось немного повоевать с навигатором и объехать Кокчетав где-то в стороне, мимо аэропорта.

Дорога до Щучинска оказалась прекрасной. Уже по две полосы в каждом направлении, с отбойником или газончиком посередине. А самое классное, что дорога ведёт в горы. Те самые невысокие горы, где расположено озеро Боровое. И под вечер эти горы просто прекрасно освещались заходящим солнцем.

Щучинск — совсем маленький городок. Мы его проехали без остановок.

А из Щучинска в Боровое ведёт прекрасная узенькая дорожка через горы, сквозь сосновый лес. С подъёмами, спусками, поворотами. И сосны. И закатное солнце. Очень красиво.

Бурабай — малюсенький курортный посёлок. Тут всё подчинено туризму. Все квартиры сдаются. Куча гостиниц. Велосипеды, обычные и водные, в аренду. Парк с аттракционами, террариумом и колесом обозрения. Рынок. Типа торговый центр. С колеса обозрения хорошо видно, что главной достопримечательностью посёлка, помимо озёр, является заброшенная недостроенная девятиэтажка на возвышенности в самом центре. Половина дорог — без асфальта, щебёнкой засыпаны. Будьте аккуратны в построении маршрутов, иногда лучше сделать крюк в несколько километров и подъехать к цели с другой стороны, зато по асфальту.

Озеро Боровое, конечно же, прекрасно. Пляж, можно купаться. Вода чистая, в июне ещё несколько прохладная. В ветреную погоду есть ну почти морской прибой. Отличный вид.

Вокруг всего озера идёт пешеходная и велодорожка. Мы взяли велосипеды на пару часов и успели обогнуть пол озера, и полазать немного по скалам. Будьте готовы к крутым подъёмам и спускам. И к пересечению автодорог.

На северо-западе озера находятся те самые скалы, которые изображены на всех открытках. Туда можно доехать на машине, заплатив на шлагбауме мзду за проезд в заповедную зону. Или бесплатно пешком или на велосипеде. Там можно взять водный велосипед и подплыть к скале «Сфинксу». Место популярное, поэтому вся скала расписана граффити, и усыпана водными велосипедистами в ярких спасательных жилетах. Вид с середины озера едва ли не красивее, чем с пляжа.

популярные скалы

В принципе, понятно, почему Боровое рекламируют как всеказахстанский курорт. После этих бесконечных степей эти внезапные горы и чистые озёра — хорошо. Рекомендую.

После пары ночёвок и дня поджаривания на пляже Борового мы двинулись дальше в Нур-Султан.

От Щучинска до Нур-Султана имеется платная автомагистраль. Аж по три полосы в каждую сторону. Оплата на выезде. На въезде тоже нужно медленно проехать через пункт контроля, вашу машину запомнят и подсчитают. А на выезде нужно будет оплатить перед шлагбаумом. Лучше наличкой, автомат выдаёт сдачу, а карта казахского банка почему-то не сработала. За нашу маленькую машинку взяли чисто символические 450 тенге. Будьте внимательны на подъезде к пунктам контроля, там стоят знаки ограничения скорости, а штрафы на превышение в Казахстане сильно больше российских. Сэкономить денег не получится, альтернативной бесплатной дороги до Нур-Султана нет.

Эта автомагистраль — самый скучный участок пути. Можете понаслаждаться видом плоских степей до горизонта. Некое разнообразие вносят только развязки и пересечение мелких речек (половина из которых пересохли), тут можно поймать неприятные неровности дороги, снижайте скорость. Официально тут можно гнать 120, но стык на плитах на развязке может быть очень неприятным.

Появление самого Нур-Султана на горизонте — весьма величественное зрелище. Километров за 30 на горизонте появляются высоченные небоскрёбы. Не «вырастают» из земли, а проявляются тёмно-голубыми силуэтами на фоне ярко-голубого неба.

Вокруг города проложена окружная дорога. Будьте внимательны, северо-западная часть этого кольца ещё не до конца достроена, движение там перекрыто. Мы ехали по восточной половинке кольца. Странная трасса. То одна полоса, то две. Местами явные знаки, разрешающие 90. Местами 70. Местами 60. Но на знаках, как и в России, экономят. Поэтому понять, с какой скоростью можно ехать на данном участке дороги, почти невозможно. Навигатор тоже врёт. Слишком часто получалось, что я еду на «максимальных без штрафа» 68, а местные ребята позади явно хотят ехать быстрее, а обгон запрещён.

Бог с ним, с Нур-Султаном. Город стал большим. В жару на улицах находиться невозможно, тени нет. Пешком перемещаться затруднительно. Типичный размер кварталов в новой части города: полкилометра. Мы лишь наелись, засунули машинку в гараж и отоспались.

А на следующий день отчалили на самолёте в Алматы.

Qazaq Air летает замечательными самолётиками De Havilland Dash-8-Q400NG. Он же Bombardier DHC-8. Турбовинтовой маленький летающий автобус, очень похожий на Ан-24. Только потише и побыстрее. Приятный самолётик.

пропеллер Дэша

Итак, Алматы.

В Алма-Ате — горы. Горы. ГОРЫ. Большущие. Со снежными шапками. Они видны отовсюду. Очень впечатляют, когда смотришь на них с самолёта. Да и откуда угодно. Я таких больших красивых гор ещё ни разу не видел. А за горами, если верить карте, Иссык-Куль и Кыргызстан. А дальше ещё горы. Тянь-Шань, ведь. Из Алма-Аты виден лишь самый краешек.

Любой город становится лучше, если из него видны горы.

видны горы

Сам город расположен у подножия гор. Поэтому он весь под наклоном. Город почти весь прямоугольный, манхеттенская метрика работает. С севера на юг все улицы идут вверх, к горам. Буквально вверх, под небольшим уклоном, к горам. Этот уклон чувствуется везде, даже когда гор не видно. С юга на север улицы идут вниз. Идти так, конечно, легче, но не всегда. С запада на восток и с востока на запад можно двигаться почти без уклона, если повезёт. В общем, заблудиться невозможно. Но меня хождение вверх по уклону к концу недели стало сильно раздражать.

В первый же день нас потащили гулять по городу. Парк 28 панфиловцев. Зелёный базар, большущий страшный (для меня) крытый рынок. Прошли (вверх) вдоль Малой Алматинки. Поднялись (пешком!) на Коктобе. И спустились обратно! Коктобе, это небольшая гора, где установлена телебашня, которую печатают на открытках. Сейчас там находится ещё и парк развлечений с аттракционами, колесом обозрения и небольшим зоопарком.

вид с Коктобе

Алма-Ата — очень милый и уютный город. Широкие тротуары. Местами велодорожки. Чуток пешеходных улиц. Очень очень много деревьев и зелени. Настолько много, что даже фонари ночью не освещают улицы ярко, сквозь листву свет не пробивается, а создают приятный полумрак. Куча фонтанов. Мы нашли даже паровой фонтан. Это когда оно брызгает не струями воды, а распыляет воду в туман. И можно ходить в этом тумане как ёжик.

А на следующий день нас повезли в горы. Не прямо в горы, а сначала 200 километров на восток, в сторону Китая, а потом 70 километров на юго-запад, к границе с Кыргызстаном, уже в настоящие горы.

По пути останавливались в уйгурской деревушке Байсеит. Позавтракать. Там не то что по-русски, даже по-казахски не очень разговаривают. И, по традиции, оставляют двери в дом открытыми. Местный чай с молоком (или даже, скорее, молоко с чаем) — очень даже ничего. Самса и шашлыки — даже очень чего.

Ехали мы прогуляться в Чарынском каньоне. Пару километров по каньону до реки. Там отдохнули и перекусили. И обратно, дорога вверх. Вскарабкались по склону и посмотрели на каньон сверху. Тут я понял, что горы — это серьёзно. Меня научили ходить с палками :)

Каньон — чертовски красивый. Раньше такое видел только на картинках. Дикая пустынная красота, где от человека только дорога по дну каньона, места отдыха и группки туристов. Но это мы были в будни. Говорят, по выходным это всё превращается в толпы туристов и большой базар.

каньон

Дальше через перевалы, обширные цветущие (совершенно дикими цветами до горизонта) долины, снова перевалы, снова цветущие долины... Очень красивая дорога. Добрались до села Саты. Где-то чёрт-те где в горах.

Село маленькое. Расположено в живописнейшей долине, где пасут местных коров и стада овец. И горная речка, конечно же. В горах всегда где-нибудь рядом будет речка.

село Саты

Радом есть несколько озёр, на которые мы, собственно, и приехали. Поэтому почти вся деревня состоит из «гостевых домов». Жители реально пристраивают целые пристройки со спальнями к своим домам, и оборудуют тёплые туалеты, чтобы туристы платили за ночлег и питание. Ну и нормальная сотовая связь присутствует, если есть электричество, станция торчит посреди деревни.

Озеро Каинды. Доехать туда от Саты можно только на «специально оборудованном» уазике. Потому что туда ведёт дорога из щебня и булыжников, плюс нужно переезжать вброд несколько речек. А потом ещё нужно идти пешком, несколько подъёмов и спусков, и несколько речек по брёвнышку перейти. Или ехать на лошадках. За деньги, естественно. Девочкам езда на лошадке понравилась. Хотя, говорят, было страшновато, особенно на спусках.

озеро Каинды

Я думал, такой цвет воды получается только после манипуляций в Фотошопе. Нифига. Он на самом деле такой и есть. Насыщенный бирюзовый. Но прозрачная при этом. На иголках еловых, что ли настояна? При образовании этого озера после землетрясения в 1911 году были затоплены еловые леса. Получается, в Боровом были сосны, а тут ели.

После ночёвки в Саты мы поехали на озеро Кольсай. Нижнее озеро. Одно из трёх Кольсайских озёр. Тут есть цивилизация. Можно доехать на обычной машине. Есть гостиницы, парковка и прочие удобства. По озеру можно прокатиться на водном велосипеде или на лодке. Очень красиво. А до следующего озера — четыре часа по горным тропам. Мы уже не стали.

озеро Кольсай

Здесь мы повстречали киношников. Даже, наверное, когда катались в лодке, попали на общий план озера, снятый с коптера. Оказалось, это какой-то совместный корейско-казахский фильм. Мы даже задержались на полтора часика, чтобы дождаться актёров, посмотреть, кто такие будут сниматься в какой-то романтичной сцене с пледом и фруктами на фоне озера. Дождались. Какой-то корейский мальчик в ярком костюме и какая-то казахская девочка в платье. Я их не знаю :) Скучная работа у киношников, полдня собираться, всё готовить, потом ждать актёров, потом снять сцену максимум минут на пять, потом полдня собираться, всё убирать. Зато помощник режиссёра устроила нам небольшой мастер-класс по правильной съёмке с телефона и построению кадра :)

Снова Саты. Снова обед. Кормят вкусно. Мы впервые попробовали настоящий курт и жент. Кажется, даже домашнего приготовления. И обратно, в Алма-Ату.

На следующий день большие девочки пошли в горы. В Алма-Ате можно доехать до гор на автобусе. И там начинаются уже пешие маршруты. Потрясающей красоты, как оно всё там, в горах, выглядит в июне, когда всё цветёт. Несколько часов можно пешком побродить по горным тропам. Вверх и вниз. А потом на другом автобусе уехать обратно в город.

горные тропы

Ну а мы с дочей осваивали городской электросамокатный транспорт. Тут есть Whoosh и Jet. У Whoosh самокаты менее ушатанные и приложение чуток поприятнее. У Jet цены чуть пониже. Whoosh у меня стоял ещё с Омска. Но в Казахстане к нему пришлось привязать другую, казахскую, карту. Так же как и в Яндекс.Go, приложение то же самое, а методы оплаты зависят от того, где ты находишься. С Whoosh всё хорошо, только мы проклинали проспект Абая, который оказался чертовски недружелюбным к пешеходам и самокатам. И проклинали сам Whoosh, который потребовал перетащить в конце поездки самокаты через переходный мост на другую сторону дороги. А этот мост был весьма крутым и лишь с полозьями для детских колясок. Ну и поездка на Whoosh получилась одноразовой, они почему-то смогли списать с меня её стоимость только когда я уже вернулся в Россию. А пока на мне висел долг, арендовать самокаты я не мог.

Проехали мы на самокатах почти всю доступную для самокатов Алма-Ату. За часок. Доехали до парка имени Первого Президента. Которого нельзя называть, видимо. Хех, а ведь там есть ещё и парк фонда Первого Президента.

Парк большой. Недостаточно тенистый. Там где-то есть обзорная площадка с отличным видом на горы. До которой мы не дошли.

Куда ещё дошли наши ножки в последующие дни?

Парк Горького. Он же центральный парк культуры и отдыха. Хороший парк. Много деревьев. Много тропинок. Велодорожка тоже есть. Нормально аттракционов, для детей и их детей. Есть даже своё маленькое озеро с катамаранами. И всякие новомодные площадки для скейтборда и прочих опасных видов спорта.

крепость в парке

А за парком сразу — зоопарк. Хороший зоопарк. Нам здорово повезло. Видели, как ползает удав, как плавает мурена, как загорает большущий крокодил, как бурый медведь купается и играет с покрышкой (ну такую игрушку ему подсунули), как спят летучие мыши, как ест волк и слон. Мне нравится эта тенденция в зоопарках вместо решёток устанавливать стёкла. Можно даже пофантазировать, что ты этому тигрику пузико чешешь.

Прогулялись по местному Арбату. Проехали пару станций на метро. Метро тут классное. Поезда-гусеницы, с гармошками между вагонами, непрерывным пространством внутри.

В последний день поехали на автобусе до Медеу. Тот самый знаменитый каток в горах. Чтобы прокатиться на канатной дороге до Шымбулака. Автобус проезжал через пару укреплений против селей. Страшновато, впечатляюще. Сам Медеу видел только из кабинки канатной дороги. Ну каток и каток. Не сильно-то и большой. Летом там, похоже, на роликах катались.

А канатная дорога офигенная. Это ж почти как колесо обозрения. Только не три минуты, а двадцать. И дороже. И кабинки раскачиваются, вместе с тросами, на длинных промежутках между опорами тросы ходят вверх-вниз. А иногда это всё может застрять на несколько минут, если с электричеством перебои. Это вам не в лифте застрять. Это в стеклянной кабинке на единственном тросе где-то между небом и землёй. Акро- и клаустрофобам не рекомендую.

канатная дорога

Вот там, на Шымбулаке, наконец-то почувствовалось, что в горах холодно. Там даже нашлось немного снега. В июне. Наползали тучки. Спотыкались о вершины гор. И мы сбежали от дождя.

Дождь потом пошёл. Когда мы уже вернулись в город. Сильный дождь в Алматы — это когда сплошной поток воды по щиколотку, от которого не спрячешься и не перешагнёшь. Этот дождь потом нас догонял в Бурабае и окончательно догнал уже в Омске.

Да, хорошо покушать в Алматы можно в кафе Medovic, кафе Nedelka, кафе грузинской кухни Дадиани. А квартиры для проживания можно искать на apartamenty.kz и krisha.kz.

Самолётом обратно в Нур-Султан. И на машине обратно в Омск. В этот раз мы решили ещё больше не торопиться и поехать с двумя ночёвками. В Бурабае и в Петропавловске. Не более четырёх часов за рулём каждый день. Очень комфортный график.

Снова искупались в Боровом. Пока не согнал дождик.

Зато был вечер погулять в Петропавловске. Милый городок. Тут есть большая центральная площадь. С большим центральным флагом. И большой центральной пешеходной улицей. Которая идёт через площадь в парк снова Первого Президента. А в парке есть и памятник Абаю и Пушкину, и аттракционы, и монументы памяти Великой Отечественной войны.

Абай-Пушкин

Петропавловск — это меньше 300 километров от Омска. И уже другая страна. С кокаколой, айфонами и кинотеатрами. И банками. А это уже лайфхак.

В Петропавловске улицу, на которой находилась квартира, явно ремонтировали. Середина проезжей части была раскопана и наспех засыпана. Проезд затруднён, но никаких запрещающих знаков не было, когда мы заезжали. А на следующее утро въезд и выезд из этого квартала был перекрыт бетонными блоками. С обоих концов улицы. Замуровали! С третьего раза удалось найти выезд на соседнюю улицу через дворы.

2ГИС показал себя неплохим навигатором. Дорогу по всем городам прокладывал правильно. Не сильно врал о разрешённой скорости. Все дороги и тропинки в алматинских горах знал. А вот дорожек в алматинском зоопарке не знал. Единственно, не умел прокладывать маршрут между разными городами. Поддержка ответила, что эта фича пока работает только в России. Но, скоро будет и везде.

В Казахстан на машинке ездить вполне можно. Это не страшно. И даже комфортно. И уж точно дешевле, чем на самолёте. Пикантик за 280 километров до Петропавловска сожрал меньше 16 литров бензина. Это меньше шести литров на сотню. Очень хорошо. А в Казахстане бензин даже дешевле, чем в России: около 211 тенге за литр 95-го.

Алматы — прекрасный город. Очень милый, уютный и красивый. Уютнее и красивее, чем Нур-Султан. Жильё, правда, дорогое...

Фоточки