О нотах

2021-01-17

Краткий курс нотной грамоты для не посещавших музыкальную школу.

Параметр номер раз: высота ноты.

Названий нот семь: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. В порядке увеличения высоты. Или, на западный манер: C, D, E, F, G, A, H (или B).

клавиши

Но клавиш на фортепиано, как правило, 88 (52 белых и 36 чёрных). Ноты от до до си составляют октаву. А октавы повторяются вверх и вниз по диапазону инструмента. Первая, вторая, третья и так далее вверх. Малая, большая и так далее вниз. У одноимённых нот соседних октав частота звука различается ровно в два раза (минутка физики).

октавы

Ноты рисуют на линейках. Вот таких вот. Их пять штук. Высота нот на линейках определяется ключом, который стоит в начале строки. Два самых популярных ключа: скрипичный и басовый. Параллельные «дорожки» рисуют одну под другой. Для фортепиано: верхняя — для правой руки, нижняя — для левой руки. Как правило, ноты для правой руки пишут в скрипичном ключе, а для левой — в басовом. Для ансамблей и оркестров «дорожек» может быть и больше.

линейки

Ноты рисуют на линейках, между линейками и на/между дополнительных линеек. Да, есть дополнительные линейки под и над основными пятью линейками. Скрипичный ключ используется для обозначения нот первой октавы и выше. До первой октавы в скрипичном ключе находится на первой нижней дополнительной линейке. Басовый ключ используется для обозначения более низких нот. До первой октавы в басовом ключе находится на первой верхней дополнительной линейке.

нотный стан

Скрипичный ключ называют ключом «соль», потому что его главный завиток находится на той линейке, где соль первой октавы. Басовый ключ называют ключом «фа» потому что его завиток (и двоеточие) находится на той же линейке, где фа малой октавы. Можете забыть это, это только путает.

Теперь чёрные клавиши. Это диезы или бемоли. Диез повышает значение ноты на полутон. Бемоль понижает значение ноты на полутон. Например, между до и ре один полный тон («тон» — это относительная единица измерения высоты звука). А значит, чёрная клавиша между до и ре — это одновременно до-диез (на полтона выше, чем до), и ре-бемоль (на полтона ниже, чем ре).

диез и бемоль

В нотах диез и бемоль ставится перед нотой и действует до конца такта (о тактах ниже). Однако такие случайные диезы или бемоли посередине строки встречаются довольно редко. Чаще всего набор диезов и бемолей, которые определяют тональность всего произведения, ставят в начале строки у ключа. Эти знаки при ключе действуют до конца строки (или до следующего ключа). Для отмены действия знака при ключе (что встречается так же редко, как случайные диезы или бемоли) используется специальный значок «бекар».

тональность

Параметр номер два: длительность ноты.

В музыке всё ритмично. Всё музыкальное произведение разбито на такты одинаковой длительности. Такты обозначены вертикальной чертой на нотных линейках. Длительность такта, сколько нот в него помещается, указывается при ключе. Две четверти, три четверти (типичный размер для вальсов), четыре четверти (или «c»).

такт

Такты задают ритм. Первая доля (нота) такта считается сильной. Полагаю, ударники бумкают в бас-барабан именно на сильной доле. Реальная частота следования сильных долей (темп) задаётся либо общими итальянскими словами в начале произведения: largo — широко, adagio — спокойно, moderato — умеренно, allegro — весело, presto — быстро. Либо указывается число ударов (тактов) в минуту для метронома.

такты

Длительность такта задаётся в относительных единицах. Это относительные единицы длительности нот. Целая, половина, четверть, восьмая, шестнадцатая и так далее. Соответственно, в такт три четверти «влезает» три четвертных ноты, или одна половинная и одна четвертная.

длительности

«Хвостики» восьмых и более мелких соседних нот почти всегда превращаются в широкие линии, соединяющие «палочки» нот. Для пауз есть свои прямоугольнички и закорючки. Да, паузы тоже важны, они являются частью общего ритма произведения.

Кажется, я уже рассказал достаточно, чтобы вы смогли сыграть на фортепиано «Ёлочку». Двумя руками, да. Не пугайтесь, все музыканты сначала «разбирают» ноты. Это нормально, если в первый раз вы перед каждой нотой будете минуту думать, куда дальше ставить пальцы.

ёлочка

Три ноты на одной палке — это аккорд. Все три ноты берутся одновременно, тремя разными пальцами. Часто несколько пальцев остаются держать ноту, как положено по её длительности, а другие пальцы берут другие ноты. Как в половине тактов этого варианта «Ёлочки». Сложно, да. Примерно как в первом классе музыкальной школы.

Если справа от ноты стоит точка, её длительность увеличивается на 50%.

ноты с точкой

Параметр номер три: громкость ноты.

Абсолютная громкость в нотах обозначается сокращениями от фраз на итальянском: форте, пиано и другие. Потому фортепиано так и называют, это один из первых и редких инструментов, где можно одновременно извлекать и громкие, и тихие звуки.

форте

Также часто встречаются специальные значки для постепенного увеличения и уменьшения громкости: крещендо и диминуэндо.

крещендо и диминуэндо

Ну и ещё немного нюансов.

Бывает, что пьеса или её часть начинается не с сильной доли. Тогда первый такт получается неполный. Его называют «затакт».

ещё одна ёлочка

Обратите внимание, что на сильную долю такта всегда падает ударение в тексте песни.

Если под нотой или над нотой стоит точка, нота играется стаккато. То есть кратко и отрывисто. Технически нота звучит гораздо короче обозначенной длительности.

стаккато

Если ноты объединены дугой, они играются легато. То есть связно, с по-возможности плавным «перетеканием» нот друг в друга. Сама дуга называется «лигой».

легато

Стаккато и легато — это пара видов «артикуляции», то есть способов исполнения звуков.

Если лига соединяет две ноты одной высоты на границе тактов, это на самом деле одна нота длительностью в сумму длительностей объединённых нот. Это называется «связующая лига». Длительность такта фиксирована, и ноты не могут «вылезать» за такт. А вот «хак» в виде связующей лиги как раз и позволяет ноте «переползти» в следующий такт.

связующая лига

На нотах для конкретных инструментов часто проставляют циферки, которые обозначают, каким пальцем эту ноту нужно брать. Это называется «аппликатура». Для разных инструментов пальцы разные.

аппликатура

гамма

Многие популярные инструменты (гитара, гармонь и аккордеон) способны брать готовые аккорды одной кнопкой (или одним движением). Нотами записывают все звуки, входящие в аккорд, но также подписывают краткое обозначение аккорда. Так получается гораздо быстрее прочитать, что же именно нужно сыграть.

аккорды

Часто можно найти табы — когда названия аккордов приписаны к тексту песни. Для достаточно опытного исполнителя этого достаточно, чтобы сыграть аккомпанемент.

А иногда прямо разрисовывают, какие клавиши нажимать или струны зажимать. Это тоже табы.

табы для гитары

На нотах может встречаться ещё куча разных значков. И в музыке встречается куча терминов на итальянском языке. И любой из этих терминов может быть просто написан на нотах. Но я, пожалуй, закруглюсь.

Ноты — странная и вовсе не самая удобная для чтения нотация. Но так сложилось исторически. И это самая универсальная форма записи музыки. Для конкретных инструментов табы могут быть значительно удобнее. Но самые примитивные табы могут не содержать информации о длительностях, динамике и артикуляции. По ним невозможно воспроизвести мелодию, если ни разу её не слышал. А по нотам — можно.

Мне, как айтишнику, обидно, что ноты недостаточно хорошо цифровизированы. Не так, как буквы. Ноты нельзя набрать с клавиатуры.

Ноты в цифре — отдельная малоизвестная вселенная. Помимо очевидных WYSIWYG редакторов, есть ещё LilyPond. Это программа и язык разметки (напоминающий TeX) для описания нот в текстовых файлах и генерации изображений или PDF файлов, пригодных для печати нот, из этого описания.

Есть ещё MIDI и соответствующие файлы. Но MIDI — это не ноты. Хотя можно из нот создать MIDI файлы, а из MIDI файлов (почти) можно создать ноты.

Ноты — это на самом деле абстракция. Каждый исполнитель играет одну и ту же пьесу по-своему. И каждое (живое) исполнение одного и того же исполнителя будет отличаться. А вот MIDI, как средство записи событий нажатия клавиш с точной привязкой ко времени, может записать все эти нюансы. И наоборот, ноты, перегнанные в MIDI и проигранные в синтезаторе, звучат неестественно уныло. Импровизаторы принципиально не признают ноты, но их выступление можно записать в MIDI.

Для академической музыки, чтобы одно и то же произведение музыканты разных поколений могли играть сотнями лет, и на разных инструментах, лучше нот пока ничего не придумали.