О машинках

2020-07-18

Первой моей машиной, которой я совсем чуть-чуть порулил, была дедушкина «копейка». Совершенно чумового цвета «золотое руно». У папы машины никогда не было, только мотоцикл «Иж Юпитер-4». С коляской. На нём я немного ездил.

золотое руно

А первой моей собственной машинкой стал Hyundai Getz 2008 года. Красненький «металлик» «Tango Red». А в 2020 я продал Гетсик и купил новый Kia Picanto. К сожалению, беленький.

Getz

Picanto

Да, я люблю маленькие машинки. Точнее в 2008 задачей было купить какую-нибудь хорошую, но дешёвую машинку. Целился в Daewoo Matiz, но мне сказали, что это совсем уж табуретка на колёсах. И указали на Гетц — маленький, но вполне уже полноценный автомобиль. Спасибо, Олег, если читаешь.

Гетц — маленький, но хороший. Я взял 1.4 Comfort 5d MT. Пятидверный. С двигателем 1.4 литра, 98 лошадей. С ручной коробкой. С кондиционером, попогрейкой передних сидений, электростеклоподъёмниками. Вот это последнее и входило в понятие «Comfort» в 2008 году. По-сравнению с «копейкой» просто космос. Как оказалось, комфорт я выбрал не зря. С нашим резко континентальным климатом кондиционер при +30 летом, а попогрейки при -30 зимой — жизненно необходимы.

А вот с ручной коробкой я промахнулся. Мы тогда отдали за Гетц последние деньги. Вот на коробку-автомат и не хватило. Я решил, что кондиционер важнее. Правильно решил. Но после почти двенадцати лет ползания по пробкам «с ручкой» я таки начал мечтать об автомате.

Конечно, я ещё мечтаю об электромобиле. Но для этого нужно иметь как минимум гараж с розеткой. И ещё больше денег. Пока нет. Пока нет.

Самое шикарное в Гетсике — его безразмерный багажник. Можно сложить спинки задних сидений. А потом сложить сидения целиком, чтобы они прижались к спинкам передних сидений. И получается почти кубический объём, куда можно засунуть почти всё что угодно. Ограничением будет только размер задней двери. Ну и что-то длиннее двух с половиной метров уже не влезет. Я так даже громадные «бабушкины» кресла перевозил.

багажник Гетца

Ну и всё остальное хорошо и надёжно. За 12 лет я проехал 185 тысяч километров. За это время лишь рассыпалось сцепление после 150 тысяч, и сломался генератор после 180 тысяч. Ну и амортизаторы текут каждые 30-50 тысяч. Конечно, регулярно менял масло, фильтры, ремни, свечи. Два раза менял ремень ГРМ. Разок поменял гидрокомпенсаторы. Разок проточил тормозные диски. Ну и всё.

Ну и кучу коцок и царапин заработал. В основном по правому борту. Один раз, когда сдавал назад, неожиданно сзади выскочил заборчик и поцарапал заднее крыло. Заборчик пострадал сильнее. Один раз застрял на дачах в снегу. Пока вытаскивали, коцнули правое зеркало об забор, откололся кусочек пластмассового корпуса зеркала. А вот откуда взялись вмятинка на двери и смачная царапина на пороге, я не помню.

Я не знаю, из чего в 2008 в Корее делали автомобили. Но, несмотря на царапины и мелкие сколы краски на капоте, Гетц не ржавеет. Совсем. По крайней мере в Сибири.

Электроника за 12 лет оказалась менее стойкой. На первой магнитолке, которую я поставил, стёрлись надписи и сломался энкодер. А туда можно было пихать CD, и CD с MP3. Там был слот для SD карт (удивительное дело, там работали только настоящие SD карты объёмом до 2 ГБ) и USB разъём.

Вторая магнитолка оказалась интереснее. В ней не было CD и SD. Зато в ней был Bluetooth. И встроенный держатель для телефона. На ней я попробовал, что такое громкая связь в машине. Удобно, хорошо.

А через 10 лет сдохла сигнализация, поставленная в 2008. У неё подгорели релюшки, и я как-то полдня ездил с постоянно горящими указателями поворота. Было неприятно. Так Scher-khan поменялся на StarLine.

С Гетцом я решил расстаться после поломки генератора. Я всегда обслуживался у дилера, и делал то, что они рекомендовали. Генераторы они не чинят. А новый генератор пришлось ждать две недели, и стоило это дороже, чем хотелось бы. Раза в четыре. А без генератора, как оказалось, машина не ездит.

Я понял, что жить у дилера больше нельзя. Нужно перебираться на разборы и больше ковырять машину самостоятельно. Не хочу этого. Поэтому, пока, Гетц, с тобой было хорошо.

В 2020 году с маленькими хэтчбеками у Hyundai стало хуже. Есть Hyundai i20, но в Россию его не возят. У нас вообще вовсю продвигают Solaris отечественной сборки. Так что я переметнулся на другое крыльцо тех же корейцев и взял Kia Picanto (иноземное Morning).

Picanto, в отличие от Getz, пережил аж дофига поколений и рейстайлингов. Аж с 2003 года. Нынешнее поколение ведёт отчёт с 2017. А с 2019 его собирают в России, в Калининграде. Мне и досталась машинка из Калининграда, собранная в мае 2020.

Getz считается классом B. А Picanto уже типа класс A. В реальности же Пиканто лишь на 20 см короче Гетца, при этом база меньше лишь на 5 см. Нос у него короче. Ну и на 5 см поуже. Масса у них сравнима. И объём багажника, по цифрам, тоже почти одинаков. Ну, вроде, как бы да, почти одинаковые. Мой фэншуйный дракон чувствует себя одинаково комфортно и в Getz, и в Picanto.

Picanto Comfort с двигателем 1.2 литра (84 лошади) и автоматической коробкой. Лошадок чуть поменьше. И объём поменьше, может, будет чуть поменьше есть. Зато автомат.

Ой, автомат. После ручной коробки это так интересно. И непривычно. Но я доволен.

В Пиканто ставят классический четырёхступенчатый автомат с гидротрансформатором. Казалось бы, старьё. Надеюсь, надёжное старьё. В этом году в Европе на Пиканто стали ставить «робота». Не знаю, насколько он хорош или плох. В России такого всё равно нет.

Проехав первые 90+ километров могу сказать, что этот автомат переключает передачи лучше, чем я руками это делал на Гетце. При плавном разгоне переключение передач можно заметить только внимательно наблюдая за тахометром. Ну или пытаясь отличить толчки от переключения от толчков от мелких неровностей дороги. Тормозит двигателем тоже лучше, чем я. Хотя иногда нужно подсказывать, чуток оперируя суперлабиринтным переключателем передач. Разгон по кикдауну, со снижением передачи, значительно лучше, чем у меня получался на ручной коробке. Я так нормально и не освоил этот приём.

передачи Picanto

Мои старые ручные рефлексы в первый день заставили меня несколько раз резко тыкнуть левой ногой в тормоз, когда приходилось ползти по кочкам и дворам. Ну ведь надо же тут выжать сцепление, чтобы мееедленно ползти. Потом стал представлять, будто еду на электросамокате, и всё встало на свои места. Хочешь разогнаться, жми на газ. Хочешь разогнаться резвее, жми на газ сильнее. Хочешь снизить скорость, жми на тормоз. Всё просто и удобно. До первого застревания в сугробе, видимо.

Понятие комфорта за 12 лет сильно изменилось. Кондиционер (не климат-контроль, это дороже) и попогрейки на месте. Электростеклоподъёмники тоже. Добавился подогрев руля. Добавилась штатная магнитола с Bluetooth, USB и кнопочками на руле. С большим удобным дисплеем с идиотской красной подсветкой. И оно отлично понимает русские теги в MP3. Вот только кроме MP3 и WMA ничего больше с USB не умеет. Есть ещё вариант с большим сенсорным дисплеем и навигатором, но это снова дороже.

музыка Picanto

Добавились режимы маршрутного компуктера, с дисплеем на панели приборов. Тоже с кнопочками на руле. Теперь можно видеть, сколько можно проехать на оставшемся в баке.

руль Picanto

Добавились ходовые огни. Которые, в этой комплектации без светодиодных фар, представляют собой противотуманные фары, которые сами включаются при заведённом двигателе и отпущенном стояночном тормозе. Да, теперь у меня есть противотуманки. В Гетце мне их немного не хватало.

Добавился автоматический режим включения фар. С датчиком освещённости за лобовым стеклом. Не испытывал пока, но чертовски приятно.

Добавился прерывистый режим работы дворников. С регулировкой частоты включения. Оно было и в Гетце в 2008, но за бо́льшие деньги. Тоже не хватало, когда едешь в моросящий дождик.

Добавились подушка безопасности пассажира, ESC (в Getz был только ABS), TPMS и прочие блага европейской цивилизации. От Родины достался встроенный ЭРА-ГЛОНАСС.

А вот полностью складывающихся задних сидений не завезли. В Picanto складываются только спинки. Извини, бабушка, кресла придётся возить более специализированными автомобилями. Тем не менее, для перевозки пары жоп зимой на работу и обратно, а при необходимости, и пары-тройки мешков с картошкой, Пиканты хватит.

Я доволен как слон. Теперь у меня беленькая Пика. Красненькой, к сожалению, не оказалось в ближайшем наличии. Коробка-автомат — чудо инженерной мысли. Посмотрим, как оно будет на трассе. Всё равно трасс, где можно ездить быстрее 90, у меня тут нет :)

В 2008 евро было по 35, представляете. Так что новая Picanto в 2020 в буржуйских деньгах стоит почти ровно столько же, что и новый Getz в 2008.

Picanto

Getz