О самокате

2019-10-14

Летом 2017 я купил самокат. Сяомикат Xiaomi Mi Electric Scooter M365. Беленький.

беленький самокат

И вот, получается, уже три неполных сезона отъездил. Что-то более трёх с половиной тысяч километров намотал.

На работу и обратно. В магазины по пути на работу, делая крюк в пару лишних километров. До сервисного центра моего авто и обратно. Это, между прочим, очень эффектно: сдаёшь авто в ремонт, и достаёшь из багажника самокат. И на нём километров шесть через парк и мост до работы. Сяомикат как раз впритык по-диагонали влезает в «багажник» Hyundai Getz.

За это время я поймал все популярные неисправности Сяомиката. Прямо по списку известных проблем.

Первое: люфт и дребезжание узла складывания руля. Хоть во всех обзорах и пишут, что, мол, удачное решение складывания руля, руль складывается в ненагруженном месте, на практике всё не совсем так.

В этом соединении алюминиевые детали плотно прижимаются друг к другу. А стальная ось проходит прямо через алюминиевые дырки. А алюминий — вовсе не такой материал, который при этом не будет деформироваться. Поэтому соединение разбалтывается и руль начинает шататься и дребезжать.

Вообще-то, там есть регулировка. И мне следовало сообразить, что эту регулировку нужно тщательно настраивать с самого начала. Но я опоздал, и руль уже дребежзал, а регулировка не помогала.

Регулировка регулирует лишь степерь прижатия запорного крючка в продольном направлении, вдоль оси самоката. А если у вас уже образовался люфт по-вертикали, вдоль штанги руля, или даже в оси складывания, регулировка не поможет.

Решение — синяя изолента. Точнее белая или чёрная (под цвет самоката), так эстетичнее. Изолента выбирает зазор между алюминиевыми деталями, и люфт и дребезжание исчезают. Пока она не сплющится, и тогда её надо менять.

белая изолента

Сейчас можно купить так называемые «бабочки» для руля Сяомиката. Принцип тот же, только резиновая прокладка долговечнее и держится без клейкой поверхности. Работает.

бабочка для руля

Второе: надувные колёса.

Я ожидал, что первым сдуется заднее колесо. Протрётся о покрышку. Поэтому тщательно следил за давлением в колёсах, и каждую неделю подкачивал. Это было утомительно.

Но первым сдулось переднее колесо. Просто утром приехал на работу. А вечером колесо пустое. Что было, непонятно. Я извлёк камеру, подкачал, погрузил в воду, пузырьков не увидел. Попытался залить герметик, не помогло. Оказалось, что я хреновый шиномонтажник, пока тягал камеру туда-сюда, она стала свистеть из всех щелей.

Демонтаж камеры переднего колеса — отдельная история. Там самоконтрящиеся гайки на восемнадцать. Не самый ходовой размер. И нужен нормальный полноразмерный ключ, малюсеньким разводным не открутить, только грани гайки сорвать.

неправильный ключ

Потом нужно снять покрышку. Это тоже нетривиально, ибо закраины колеса довольно высокие. Удобно перетянуть покрышку вместе с камерой пластиковыми стяжками. Тогда внутренний диаметр этого бублика увеличится, и можно будет снять лишь парой крепких рычагов, я пользовался длинными шестигранниками.

правильный ключ

Особой пикантности добавляет то, что переднее колесо остаётся связанным с самокатом проводом, выходящим из оси. Отцепить этот провод можно, но для этого нужно разобрать ещё полсамоката.

колесо разобрано

Я понял, что повторять удовольствие со сменой камеры мне совсем не хочется. А это неизбежно, если оставить штатные пневматические колёса. Поэтому я купил на Али-Экспрессе литые колёса с дырочками. Они ехали месяц. В пользовании самокатом тогда наступил большой перерыв.

новые колёса

А когда колёса приехали, оказалось, что их очень непросто надеть на колесо. У меня получилось только с третьей попытки, после недели хождения вокруг самоката.

колесо надето

Рецепт: кастрюля с кипящей водой, три достаточно крепких и длинных отвёртки, два кирпича и минимум два человека. Колесо нужно хорошенько нагреть в кипящей воде, резина станет заметно мягче. Колесо положить на пару кирпичей, чтобы в процессе манипуляций не отломать провод. Ну и тремя отвёртками в качестве монтировок, а также придавливая это всё ногами, чудом натянуть на колесо. Я уже говорил, что я хреновый шиномонтажник?

варим колесо

Литое колесо оказалось заметно жёстче, чем надувное. Ожидаемо. Ездить по плитке на большой скорости стало невозможно. Ну а так, терпимо.

В следующем сезоне у меня спустило заднее колесо. Почти так же внезапно. Поменять на нём шину оказалось несколько проще, провод не мешал. Так что теперь ничего подкачивать не нужно.

теперь заднее

Третье: батарея. От тряски отваливаются контакты, приваренные точечной сваркой. Теоретически не должны, но отваливаются.

Батарея в самокате собрана из тридцати стандартных элементов типоразмера 18650. Для балансированного заряда каждые три элемента подключены к плате BMS, которая стоит тут же, в блоке аккумуляторов. Вдоль всего блока идут узкие печатные платы, и вот к ним и приварены аккумуляторы.

кишочки

Отваливаются как раз контакты металлических шин от аккумуляторов до этих плат. Слава богу, к самим аккумуляторам они прикреплены более надёжно.

Симптомы такие. Самокат не включается, совсем. Зарядка не идёт, совсем. На BMS моргает красный светодиод, а при нормальной работе должен моргать синий. Напряжение на выходе BMS — половина номинального (около 15 вольт). На каждом элементе, тем не менее, напряжение нормальное (около 3 вольт).

это BMS

А вот если пальцем прижать отвалившийся контакт к плате, всё начинает работать. Отваливаться начинают с задней части самоката. Этого не видно, поэтому прижимать надо все подряд, пока не заработает.

Мы это долго выясняли с коллегой, который умеет держать паяльник. Запаяли один контакт, и я пару недель проездил. А потом отвалился следующий контакт. И мы пропаяли их все. До конца этого сезона доездил.

пропаяно (один контакт)

Четвертое: ошибка 14. Курок газа сдох. Ручечка газа сделана на датчике Холла. Там есть два магнитика, и по напряжённости магнитного поля и опредеделяется, насколько вы курок провернули.

ошибка 14

Разобрал полруля у самоката. Заказал новый курок на Али Экспрессе. Жду...

разобрал полруля

Самокатосезон завершился преждевременно.

курок газа

В целом я доволен Сяомикатом. Да, китайская поделка. Но всё ломается таки не от каждого чиха. Все неисправности, что могут произойти, были известны более-менее заранее.

Наличие официального сервиса, конечно же, сделало бы жизнь проще. И, учитывая, что Сяомикат стал официально продаваться в этих наших самых обычных магазинах электроники, сервис таки появился.

Только официалы, вместо пропайки контактов, наверняка бы поменяли блок батареи целиком. А это, чёрт побери, половина стоимости самоката.

Как у них с заменой шин, не имею понятия.

Я тут немного покатался на Найнботокате следующего поколения. Там уже литые колёса от рождения, вроде должно быть жестковато. Но так же там есть амортизаторы на обоих колёсах, это хорошо. Практика показывает, что на скоростях от 20 км/ч, амортизаторы прям совсем не помешают.

новый найнбот

Но вот список врождённых потенциальных неисправностей новых поколений электросамокатов вообще нагоняет тоску. Всё же это китайцы.

За три сезона, кажется, у моего самоката успело сломаться всё, что должно было сломаться. Надеюсь, ещё пару лет он проживёт без серьёзных поломок.

Я отключил круиз-контроль, потому что это добавляет лишний режим движения, с нечёткими моментами перехода между режимами.

Я поставил рекуперативное торможение на максимум. В результате почти всегда езжу в режиме «одной педали». Тормоза использую только для экстренного торможения.

Запас хода оказался весьма вздорной величиной. Он сильно зависит от температуры, +25 — это одно, +15 — это совсем другое. 0 градусов — едет, но недалеко.

Он зависит от ветра. А ветер, по закону подлости, если и дует, то почти всегда встречный.

Он зависит от манеры езды. Езда на максимальной скорости быстро истощает аккумулятор. Езда в «эко»-режиме очень сильно продлевает пробег.

Но в «эко»-режиме самокат становится слишком «вялым». Так же как и при остатке заряда менее 30%. Неприкольно. Поэтому я перешёл на зарядку каждый день, хотя можно было бы и через день. Но ведь хочется на прямых и ровных участках без пешеходов дать газу. А иначе, когда заряда мало, приходится ускоряться своими ногами, как на обычном самокате.

Оказалось, что в снег вполне можно ездить. Поймал как-то внезапный снегопад, ехал по снежной корке со льдом. Ничего страшного. Скользко, но не настолько, чтобы самокат норовил упасть на каждом метре. А вот батарея при нуле градусов уже всё, как будто от неё остаётся меньше половины ёмкости.

Самокатов в городе становится всё больше. Приятно быть в тренде :) Некоторые маньяки даже пытаются носиться по дорогам.

По весне и летом в городе была какая-то попытка организовать самокатопрокат. Похоже, не взлетела. Лично мне показалось, что точки, где можно взять или сдать самокат, находятся слишком близко в центре города, там можно и пешком пройтись. Как транспорт — прокат слишком дорог. Как развлечение — слишком сомнителен. Сомнительно это, трястись по плитке набережной для развлечения.

прокат самокатов

Ну а я своим самокатом именно как транспортным средством вполне доволен. Пятнадцать минут до работы независимо от пробок. Пешком будет сорок минут. На машине будет от двадцати до сорока минут, в зависимости от пробок.