О Венеции
2019-06-08
Провели отпуск в Венеции.
Венеция — это тот самый город на воде. На севере Италии. На берегу Адриатического моря, которое часть Средиземного моря. В своей собственной Венецианской лагуне.
Технически, Венеция — это не только острова, но и некоторая материковая часть, которая ранее считалась отдельным городом под названием Местре. На материке в Венеции есть и промышленность. А вот все острова отданы на растерзание туристам.
Собственно, сама историческая Венеция — это те самые каналы и гондолы. Несколько плотно расположенных островов. Или сотня маленьких островочков. Узкие кривые улочки. Храмы, соборы и базилики на каждом углу. Толпы туристов. Очень напоминает готический квартал в Барселоне. Только ещё каналы.
Плюс остров Мура́но, который по архитектуре и каналам копирует Венецию. Славится изготовлением муранского стекла. В результате тут на каждом углу продают различные изделия из стекла. Мы даже сходили на демонстрацию того, как эти изделия делают. Очень круто. Рекомендую.
Плюс остров Бура́но. Он тоже копирует Венецию. Но сам совсем маленький. Здесь делают кружева, и их тоже продают на каждом углу. А ещё здесь разноцветные домики. В результате туристы пачками фотографируются на фоне домиков любимого цвета.
Ну а мы остановились на острове Ли́до. Он — длинный, и вместе с некоторыми другими островами, собственно, и отгораживает Венецианскую лагуну от Адриатического моря. С одной стороны тут — лагуна, и 10-15 минут на теплоходике до непосредственно Венеции. С другой стороны тут — море и пляж.
Лидо таки отличается от типичной островной Венеции. Тут почти нет каналов. Тут есть нормальные улицы, тротуары и машины. Тут, от любой точки, 10 минут пешком до пляжа. Тут находятся виллы и отели. Хоть машины и есть, они, в основном, припаркованы :) Поэтому очень-очень тихо. И птички поют.
Зачем нужны машины на острове лишь 12 километров длиной? Ну потому что есть паром, на котором можно перебраться на саму Венецию (точнее, на остров Tronchetto), а оттуда, по мосту Ponte della Libertà, уехать на материк, и далее по всей Европе. Кстати, по острову ездят автобусы.
Транспорт Венеции — уникален. В самой Венеции, на Мурано и Бурано, совсем нет машин (кроме маленького кусочка возле того самого моста). Там тупо негде ездить, нет дорог. Зато есть каналы. И все основные перевозки — по воде. По воде Лагуны.
Мусор вывозят катером с краном, который разгружает специальные мусорные тележки с берега себе в трюм. Товары в магазины привозят на катере. Видел катеры-«воровайки», катеры ассенизаторов, катеры электриков. Запросто может случиться, что какая-нибудь улочка тупо упирается в какой-нибудь канал с единственной пристанью для хозяйственных нужд.
Дома выходят прямо к воде. У крутых домов есть прямо дверь и ступеньки к воде. Если между домом и каналом есть тротуар, то в воде будут воткнуты деревянные жерди или сваи (из альпийской лиственницы, если верить Википедии), к которым швартуют лодки. Прямо как у нас паркуют автомобили. Дешёвые лодки с подвесным мотором. Крутые лодки, которые выглядят как яхты олигархов, но маленькие.
Собственно, крутых яхт тоже полно. Не на каналах, а на специальных пристанях. А ещё в Лагуну входят настоящие океанские лайнеры, и, с помощью буксиров, доползают до самой Венеции. Офигенно выглядят эти плавающие десятиэтажные дома, выше всех колоколен города.
А ещё мы застали регату в честь начала лета. Куча лодочек разных размеров. С командами гребцов в яркой униформе. Пара корабликов старинного вида. Проплыли большущей толпой вдоль Лидо вдалеке. А потом, на пристани, некоторым вручали призы суровые дядьки жюри.
Общественный водный транспорт — самый оптимальный способ перемещения по Венеции для туриста. Тут работают две компании: ACTV и Alilaguna.
Alilaguna — это такой местный Аэроэкспресс. По городу они сильно не ездят. У них отдельные билеты. Зато только они возят прямо в аэропорт и обратно, а ещё до терминала океанских круизных лайнеров. Рекомендую приобретать онлайн ваучеры на билеты туда-обратно. Ваучеры нужно поменять на билеты в аэропорту. И «обратно» можно сделать в течение 30 дней. Так будет дешевле всего.
ACTV держит весь остальной транспорт. Теплоходики между всеми островами. Автобусы на Лидо и Местре, и до аэропорта по контитенту. Автобус стоит € 1,50. Теплоходик — € 7,50. Рекомендую брать проездной на столько дней, сколько вам надо. Самый большой проездной, доступный для туристов, — на 7 дней, стоит € 60.
Теплоходики по-старинке иногда называют «вапоретто», надписи "al Vaporetto" со стрелочками встречаются на стенах домов в Венеции. Хотя везде по-английски будет написано просто "waterbus" или "water transport".
Есть откровенно туристический маршрут 1
.
Он ходит от авто и ЖД вокзала через весь Большой канал,
останавливаясь через каждые двести метров,
до Лидо.
Есть кольцевые маршруты.
5.1
и 5.2
крутятся вокруг Венеции по часовой и против часовой стрелки,
с заходом на Лидо.
4.1
и 4.2
крутятся тоже вокруг Венеции,
но заходят на Мурано.
Самая большая путаница случается на остановке "F.te Nove", тут сходятся четвертые маршруты, которые идут вокруг Венеции и уходят/приходят на Мурано, плюс пятые маршруты, которые просто проходят мимо. Все направления разделены по причалам: "A", "B", "C" и так далее. Если вам нужно в какую-то сторону, скорее всего все маршруты в ту сторону будут на одном причале, а все маршруты в другую сторону — на другом причале. Так что смотрите на стенды на входе, там всё расписано.
Обычные популярные маршруты ходят каждые 10-15 минут. А учитывая, что они часто идут в одном направлении, добраться куда-то быстро не является проблемой.
Проплыть через всю Венецию можно за час. От Лидо до аэропорта — тоже час. От Лидо до площади Сан Марко, туристического эпицентра, — меньше получаса. От "Lido Santa Maria Elizabetta", главной пристани на Лидо, до "Santa Elena", крайней пристани в Венеции, где рядом парк, неплохая детская площадка, и выставка Венецианская биеннале, — минут 10. Две соседних водноавтобусных остановки. Пешком пройти можно было бы, но это два разных острова :)
14
маршрут — наш любимый.
Он плавает до Бурано.
И там ходят двухэтажные уже не теплоходики,
а полноразмерные теплоходы.
На втором этаже — открытые сидения.
Можно, высунув язык,
наслаждаться видом Лагуны и солёным морским ветром.
Ещё есть водные такси, носятся как угорелые. Не знаю, как их вызвать, не интересовался.
Гондолы и гондольеры — это не транспорт, это аттракцион для туристов. € 80 за прогулку.
Почему Лидо? Потому что пляж. Впрочем, в отличие от Барселоны, тут нельзя из любой точки острова просто двинуться в сторону пляжа и выйти к морю. Большинство пляжей — частные. И принадлежат близлежащим отелям. Или платные. Проход загорожен и нужно долго искать ворота.
Впрочем, платность весьма условная. За проход денег не берут. Деньги берут за сопутствующие услуги: зонтик, лежак, полотенце, кабинка для переодевания, выпивка в баре. Но мы нашли одну из немногих дырок на бесплатные кусочки пляжа. Там и развлекались.
Песок есть. Не столько жёлтый, сколько серый. Много песка, метров двести шириной полоса песка. Много ракушек, всё усыпано ракушками. Вроде, каждую ночь пляж «перепахивают», чтобы ракушки не сильно в ноги впивались, но всё равно не везде приятно ходить босиком.
Дно очень пологое. Я так и не добрался до места, где можно плавать, не касаясь дна. В пятидесяти метрах от берега — всё ещё по пояс. Для отдыха с детьми или просто чтобы попрыгать по волнам — это даже хорошо.
В воде у берега встречаются крабики. Совсем маленькие, в малюсеньких спиральных раковинах. И с треть ладони, зеленоватые, фиг разглядишь. Крабики купающихся боятся и улепётывают боком. Если не успевают, зарываются в песок. Не кусаются.
Мы побаловались строительством песочных замков. Трижды :)
В Венеции, и на Лидо, конечно, есть полноразмерные отели. Но дешевле жить на вилле. На booking.com они значатся тоже как отели. Их полно.
Технически это частный дом, на частной территории, с садиком и гаражиком. На одном этаже живут хозяева. А несколько комнат на другом этаже сдают гостям.
На практике, по уровню комфорта, это оказалось вполне на уровне, скажем, отелей Ibis. Комната есть, большая кровать в ней есть, вторая кроватка, если надо, тоже есть. Шкаф и тумбочки есть, столик (или даже старомодное бюро) есть. Свой санузел с душем, унитазом и раковиной есть. Полноценный вкусный сытный завтрак есть.
Если кто путешествует по Европе на машине, вполне можно заселиться на виллу вместе со своей машиной, место в гараже или во дворе найдётся. Но это заранее, конечно, узнавать надо.
Окна в домах здесь небольшие. Всегда закрываются ставнями снаружи. Видимо, летом от солнца надо прятаться так. Часто ставни — это рольставни. Хоть сами ставни снаружи окна, их можно закрыть изнутри, не открывая окно.
Все туристы в Венеции идут на площадь Сан Марко, к одноимённому собору и дворцу дожей. А мы сходили в музей Леонардо да Винчи, где можно покрутить и полапать разные модели по рисункам Леонардо, в музей естественной истории, с кучей чучел, и пофотались на лестнице Scala Contarini del Bovolo, и попялились на черепичные крыши Венеции оттуда. Норм.
Из Венеции в хорошую погоду видны Альпы. А за пару часов и от € 15 можно доехать на поезде до озера Гарда.
Билеты можно купить онлайн на trenitalia.com. Присланных на почту PDFок вполне достаточно, чтобы предъявить их контролёру, если встретится. Может и не встретится, а турникетов нигде нет.
Дорогие поезда носятся со скоростями до 180 км/ч, наклоняются на поворотах. Дешёвые «электрички», с билетами без мест, табло в вагонах, которые бы показывали скорость, не имеют, но по времени лишь минут на 10-15 медленнее.
Мы так, с пересадкой в Вероне, доехали до Роверето. Вдоль железной дороги — сплошь поля винограда. А на насыпи ростут сорняки — маки. Там на вокзале купили билеты на автобус до Рива-дель-Гарда. Это городок на севере озера Гарда. И там чертовски красиво.
Горы с одной стороны. Горы с другой стороны. Озеро. Яхты, много яхт. Судя по тому, что надписи на итальянском тут дублируют не на английском, а на немецком, и большая часть яхт была под германским флагом, это прям какой-то выездной немецкий яхтклуб. В конце мая в озере было сильно холодно купаться. Жаль.
Итальянский язык оказался очень простым. И даже родным. Знакомые корни, знакомые окончания. Проще испанского, потому что нет никаких закорючек над буквами. Всё как пишется, так и читается, в точности. Только правила чтения латинских букв отличаются от таковых в английском языке. И ударение не совсем привычно: всегда на предпоследнем слоге.
Venezia — Венеция. Latte — молоко. Vino — вино. Riso — рис. Buongiorno — бонджорно — доброе утро. Arrivederci — аривидерчи — до свидания. Ciao — чао — привет/пока. Bambino — ребёнок. Bambini — дети. Biglietteria — касса. Binario — путь (на ЖД вокзале). Attenzione — атенционе — внимание/осторожно, это кричат и дядьки с гружёными тележками, пробиваясь через толпу туристов, и предупреждают сотрудники водного транспорта при сходе на пристань. Grazie — грация — спасибо.
Бензин стоит раза в три дороже, чем в Омске. Заправки стоят на берегу, есть колонки для машин и исключительно дизельные колонки для лодок.
Продукты стоят примерно так же, как в Омске. Кроме местных вин, которые в супермаркете можно купить дешевле одного евро за литр. Супермаркеты есть, относительно много, относительно больших, примерно как наши «Пятёрочки». Только они не выделяются, находятся в самых обычных домах, на карте искать надо.
Рестораны стоят тоже примерно столько же, как в Омске (не учитывая бизнес-ланч). И, как и в Омске, желания каждый день обедать в ресторанах не возникает. В счёт ещё включают € 1,5-2,0 "cover charge" с носа. В меню, конечно же, куча пицц, куча паст и других макаронных изделий. Дешёвых столовок не нашёл.
Венеция берёт с туристов налог. За каждую ночь в отеле. Чем больше у отеля звёздочек, тем дороже. У нас получилось € 3,20 за ночь со взрослого носа. Пишут, с этого года будут брать € 1 даже с туристов, которые приехали на один день, без остановки в отеле.
Банкоматы встречаются, не сильно часто, но встречаются. Берут комиссию за снятие наличных. Обменники встречаются чаще, но курс обмена рублей совершенно убийственный. Почти везде можно рассчитаться банковской картой.
Google Maps в телефоне в офлайн режиме разочаровали. Даже на предварительно скачанной офлайн карте без интернетов пропадают целые кварталы. Хоть поиск по достопримечательностям работает. Зато в онлайн они почти идеально строят маршруты, учитывая расписание вапоретто и поездов.
Maps.me в офлайн лучше. Больше деталей. Помечены все туалеты, тропинки и детские площадки. Работает построение пешеходных маршрутов, в офлайн.
Отдыхать в Венеции, а в особенности на Лидо с его пляжами, — хорошо. Море, солнце, куча старины и милоты. Но не очень дёшево. Рива-дель-Гарда — отдельное прекрасное место.