О субботнике
2016-12-18
В Омске у нас раз в месяц проходят ИТ субботники. Это такие маленькие полустихийные конференции на айтишную тематику.
А в прошлый раз субботник был выездным. На самом деле, он случился вместо более большой конференции HappyDev. Ну просто подустали организовывать, бегать за иногородними докладчиками. Поэтому решили просто потусить на БО им. Стрельникова. Самостоятельно. Силами омичей. Впрочем гости из Новосибирска и Павлодара тоже были.
Получилась маленькая (хотя не такая уж и маленькая) тесная тусовочка с вечера пятницы до вечера субботы, или даже воскресенья (кто хотел, тот остался). Причём по уровню полезности получилось получше иных полноценных двухдневных конференций.
Вечером пятницы случились баркемпы. Сергей Мячин взялся рассказать про корпоративную культуру. А получился какой-то экскурс в особенности человеческого мышления. Про то, что всякие причинно-следственные связи — это иллюзия. Что то, что мы считаем истинным — лишь наши предубеждения и навязанные стереотипы. В общем, про то, что все врут, и в первую очередь сами себе. Нормуль. Но причём тут корпоративная культура и ИТ, я не понял.
А потом был бассейн. Кто не помнит, в Стрельникова есть открытый йодо-бромный (типа лечебный, мутно-коричневатый) бассейн. Открытый. В минус 17. Вода плюс 32. Очень мило и хорошо. И сауна рядом. Я там два часа плюхался. Кто-то не просто плюхался, но и болтал. Кто-то ещё и запивал напитками. Хорошо.
Первая половина субботы была посвящена докладам. Ну почти как на конференции.
Вадим Литвинов, постоянный гость из Новосибирска, рассказал про интересную штуку. Как по фотографиям, с разных точек или ракурсов, или по видеосъемке, построить 3D модель объекта или окружающего пространства. Например, по записи видеорегистратора можно построить модель улицы, с фасадами и текстурами. Очень интересно было узнать, какой матан при этом используется. Про воксели я догадывался, но что можно 3D пространство разбить на тетраэдры, обозначить пустые и принадлежащие объекту, получить поверхность и затекстурировать её, я не знал. Здорово, что для всей этой магии нужны только плоские изображения, ничего больше. Только нужно ещё знать параметры линз, через которые делалась съемка, чтобы убрать их нелинейные искажения.
Алексей Городецкий очень кратко и интересно рассказал про LLVM. Как работают компиляторы. Почему между языком высокого уровня с одной стороны и машинным кодом конкретной платформы с другой стороны получается универсальное промежуточное представление. В LLVM — это инструкции виртуальной машины. Какие получаются преимущества от наличия этого универсального представления.
Евгений Тюменцев рассказал про разновидности формальных грамматик, тех самых, которыми описываются языки программирования. Каким образом осуществляется синтаксический анализ этих наших языков.
Как-то темы про компиляторы и то, как они работают, возникли как раз в тот момент, когда мы на курсах программирования на Java, занялись созданием лексического анализатора. Удивительное совпадение.
Алексей Коровянский поведал о дополненной реальности, которая Augmented или AR. Не путать с виртуальной реальностью, которая Virtual или VR. Что там как. Как поживает проект Tango от Google, где есть куча всяких крутых датчиков в формате небольшого планшета, чтобы эту самую дополненную реальность строить. Это пересекается с докладом Вадима. Только тут датчиков больше, и штуковина в реальном времени строит объемное представление того, что видит, и дополняет картинку виртуальными элементами. После таких докладов даже родился спор: что победит на рынке, дополненная или виртуальная реальность?
Потом были хаски и обед. Хаски, лайки и прочие милые собачухи. Осторожно, они очень милые. Всего меня облизали, когда я присел к ним на корточках. Обед был вкусный, как всегда.
После обеда снова были баркемпы. Я посетил три штуки.
Александр Селезнёв поделился личной болью. Что никто не знает и не понимает, каким должен быть DevOps. И никто не делает DevOps так, как положено. Не должно быть отдельного отдела DevOps, не должно приглашать отдельного DevOps на проект. DevOps — это ещё одна кучка проектной работы, которую нужно делать.
Игорь Артамонов рассказал про блокчейн вообще и Ethereum в частности. Очень интересно. А история раскола Ethereum на Ethereum Classic и просто Ethereum достойна увековечивания в каком-нибудь голливудском фильме.
Напоследок, под вечер субботы, Евгений Тюменцев дал ответ Николаю Линкеру по поводу функционального программирования. Речь о том, что в функциональном программировании нет решающего преимущества. Просто вместо объектов у нас тут функции. И SOLID принципы, хоть и были сформулированы для ООП, вполне себе применимы и для ФП.
Между делом нашлась отличная метрика трудоёмкости программных единиц. Эта метрика вполне может быть подсчитана какой-нибудь IDE. И те функции или методы, где она будет слишком высокой, должны быть досмотрены и переписаны. Хорошая идея для плагинчика к IDEA.
В качестве ночных посиделок на субботнике была игротека. Кучка настольных игр. Неаутентичный "Денди", купленный в "Метро ЦЦ". PS4. И я ещё притащил старый писюк, откопанный в чулане. Целерон об 1.2 гигагерцах, одноядерный. 100 МГц системная шина. 384 мегабайта ОЗУ. GeForce 2 MX 400. Винт на 60 гигабайт. Нормальный такой писюк начала двухтысячных. Мы ещё ЭЛТ монитор нарыли, чтобы было ещё более аутентично.
Я замучался на это железо накатывать Windows 98 SE. Там уже давно Linux стоял. А теперь захотелось в старые игрушки поиграть. Если на сайтах Nvidia и Gigabyte вполне ещё можно найти старые драйвера, в разделе legacy hardware, то на сайте Microsoft нет совсем ничего, относящегося к тем временам. Даже DirectX для Windows 98 пришлось качать с каких-то левых форумов энтузиастов.
Кажется, игротека сработала. Сам я немного поиграл в Rollcage и The Neverhood. Но кто-то ещё ночами мучал сей комп. Мы рядом с компом положили старые CD с играми. И после субботника обнаружилось, что кто-то поставил несколько частей HoMM и даже Black & White (хотя, насколько помню, она еле шевелилась на этом железе).
Непонятно, что лучше, выездной субботник или полноценная конференция. Концентрация полезных докладов получилась выше. Народу было меньше. Возможно, в следующем году выйдет что-то промежуточное по формату.