О Берлине
2016-10-17
Случилось провести три с половиной дня в Берлине, который столица Германии.
Туда и обратно летели самолётами Аэрофлота. Туда — через Пулково. Обратно — через Шереметьево. В Питере пить как-то не получилось. В самолётах, вместо привычного горячего-салатика-булочки, выдали обыкновенный бутер с ветчиной.
В Шёнефельд прибыли поздним утром. До здания аэропорта от самолёта везли автобусом. Впервые на моей памяти международный рейс встречают автобусом. Засунули весь самолёт в какой-то отстойник, где уже томились какие-то индусы с другого рейса. Местные бюргеры сразу же, абсолютно самостоятельно, построили зигзагообразную очередь, чтобы эффективно и честно заполнить весь зал. Очередь на паспортный контроль оказалась.
Первый урок немецкого языка. «-gang» — двигаться пешком. «Ausgang» — выход. (Позднее выяснилось, что «Eingang» — вход). «Bürger citizen» — местный бюргер, в отличие от «All passports». «Flughafen» — аэропорт.
Двое таможенников расправились с полным залом чуть больше, чем за час. Вопросов не задавали. Ну и что тут спрашивать, если вот обратный билет, вот бронь на гостиницу, а виза вообще лишь на четыре дня.
Приключение первое: добраться из Шёнефельда (который вообще-то в соседнем Бранденбурге) до Берлина. Все мы такие умные, заранее (при наличии интернетов) посмотрели в гуглокартах возможные маршруты. Оказалось, что видов общественного транспорта в Берлине сильно больше, чем ожидалось. Кроме ожидаемого метро, которое называется U-Bahn, обозначается буквой U, и до аэропорта не ходит, есть ещё S-Bahn, обозначаемые буквой S, и ещё пара загадочных поездов с номерами RE7 и RB14. Только сейчас выяснил, что RE7 — это Regional-Express: поезда, гоняющие через пол-Германии. А RB14 — это Regionalbahn, местные пригородные поезда. Кстати «Bahn» — это просто «поезд». RE7 и RB14, хоть и являются поездами довольно дальнего следования, просто проезжающими через Шёнефельд, таки выполняют роль аэроэкспрессов.
Дополнительная сложность заключается в разнообразии билетов. Общественный транспорт Берлина и Бранденбурга объединён в одну сеть. Это называется VBB — Verkehrsverbundes Berlin-Brandenburg. По проездному билету VBB можно кататься в пределах Берлина и окрестностей на всех видах транспорта. Это, кроме уже упомянутых аэроэкспрессов, S- и U- поездов, ещё трамваи и автобусы (автобусы, кстати, двухэтажные). Эти проездные ещё и делятся на то, как далеко от центра Берлина вам дозволено кататься: AB, BC или ABC. Ну и по сроку действия тоже отличаются. Всё это многообразие нигде толком не описано, даже автоматы по продаже билетов ничего не объясняют. Знание (незнание) немецкого и других иностранных языков тут ни при чём, просто местная специфика с исключительно немецкой терминологией. Запоминайте, чтобы доехать от аэропорта до Берлина (и наоборот), удобнее всего проездной VBB на два часа для зоны ABC, называется он Einzelfahrschein и стоит 3,30 €.
В общем, купили мы эти билетики за три евро. Прокомпостировали. Для этого надо сунуть билет в одинокий столбик с лампочкой, встречающий тебя при выходе на перрон. Дождались ближайшего RE7, который ехал в нужную сторону. Сели, поехали. А поехал он куда-то не туда. Не на северо-запад, а куда-то на север. И совсем не на ту станцию, что сообщалась Гуглом и была написана в расписании. Французы с чемоданами, которые ехали рядом, тоже запаниковали. И вышли из поезда. А мы что-то протупили, и выйти не успели. Поезд поехал обратно. Минут через пятьдесят вернулись обратно в аэропорт.
Взялись ещё раз изучать расписание. И обнаружили сбоку листочки исключительно на немецком, сообщающие о временном изменении расписания RE7. Как раз вот в эти вот недели. Конечно же Гуглокарты ничего об этом не знали. Поискали следующий RB14. Поняли, что двухчасовой билет к тому времени протухнет. Купили ещё один билет. Дождались. Поехали. Встретили (единственный раз) контролёра — здоровенного немца без особых признаков униформы, но со штрафовыписывательной машинкой, в футболке и татухах. Он ткнул мизинчиком в наши билеты, кивнул и пошёл дальше. Доехали.
Проголодались и сунулись в ближайшую знакомую еду — Макдональдс прямо на вокзале. Макдональдс как Макдональдс. Только на кассе — индуски или бедные белые студенты. Странно разговаривающие по-английски. Но назвать название нужного бургера оказалось не проблемой.
Наелись. Вышли из вокзала. Столкнулись на выходе с парой пьяных мужичков, общающихся друг с другом на чистейшем русском матерном.
Русской речи то там, то тут слышно вообще много. Немецкой, понятное дело. Французской. Испанской. А остальные я не распознаю.
Добежали с чемоданом до гостиницы. Оплатили, заселились. Пошли искать, где пожрать нормально. Толпа была довольно большая, в результате ничего так и не нашли. Сначала были шокированы ценами. Пивка попить — 2,5 €. Поесть чего-нибудь приличного — минимум 6 € за непонятную бурду в индийских ресторанчиках (коих полно), 8-10 € за нормальное блюдо в нормальных местах. В конце концов разделились. Кто-то удовлетворился бутерами, точнее тем, что в Нью-Йорке называлось сэндвичем, а в Берлине называется панини — булка, разрезанная вдоль, куда в середину понапихали всякой еды, только овощи для вегетарианцев или что-нибудь колбасное для остальных. Кстати, вегетарианские и веганские блюда во всех меню явно помечены.
Ну а мы к вечеру забурились в какой-то итальянский ресторанчик. Где конечно же доза пасты оказалась килограммовой. Ну и отлично, на двоих. Заодно официант научил нас платить чаевые. Чек дают строго по ценам в меню. Можно оплатить карточкой. Но с карточки могут снять строго по чеку, и чаевые нужно добавить наличкой. А могут снять чуть больше, включая чаевые. Чаевые стандартного размера: 5-10%.
Кстати, очень очень много где cash only. Большинство автоматов принимают только налик, даже только монеты, и сдачи не дают. Любое мелкое кафе где-нибудь в музее тоже принимает только наличные. Банкоматы встречаются только на вокзалах и крупных торговых центрах, в единичных экземплярах, все одинаково жёлтенькие, непонятно какого банка, обычный банкомат.
Прошлись до Рейхстага. Посмотрели, как все валяются на полянище перед ним. Дошли до Бранденбургских ворот. Там громадные толпы туристов. Все фотаются. Странные туристические виды транспорта: лошадки, велорикши. Хвалёной европейской чистоты не наблюдали. Везде окурки и жвачки. Но куч мусора нет. Грязи как таковой тоже нет, впрочем, дождей не было.
День второй. Соотечественники пошли дело делать в Центр имени Сони. Я покрутился вокруг. Решил, что IMAX — это хорошо, но фильмы на немецком — не очень интересно. Впрочем, они были и на английском, но абсолютно те же, что на Родине. На площади между зданиями Сони Центра, как раз под крышей-куполом, была проложена красная ковровая дорожка, до входа в кинотеатр. Тут намечалась премьера какого-то местного фильма. На следующей день по этой красной дорожке произошло шествие звёзд кино, говорят, там видели Тиля Швайгера. А ещё день спустя от дорожки и следа не осталось. В общем, фиг с ним, с кино. Пойду в парк, а потом в зоопарк.
Пошёл в Большой Тиргартен. Он действительно большой. И довольно дикий. По сути, лес, через который идут две автодороги и куча асфальтированных тропинок. По этим тропинкам, рано утречком, навстречу мне, ехали местные бюргеры на работу на велосипедах. Велосипедов много, велодорожек много, но гораздо меньше, чем в Амстердаме.
Всё бы ничего, но парк весь перегорожен. Такими типа временными прозрачными заборчиками из металлической сетки в человеческий рост. Вот прям вдоль и поперёк весь перегорожен. Вдоль каждой тропинки забор стоит. И въезд/вход на тропинку тоже может быть перегорожен створками на колёсиках, может быть на ночь. Было не очень комфортно идти против интенсивного велосипедного движения и не иметь возможности сойти на траву. Зачем вообще столько заборов?
В середине парка, где пересекаются две весьма оживленные автомагистрали, проходящие через весь парк, в центре транспортного кольца, обнаружилась Колонна Победы. А на её верхушке, вся такая золотая, богиня Виктория, более известная у нас как Ника. На плакатиках вдоль дороги имелись фотографии и описание. Оказывается, Алоисыч в 1938 году эту колонну переместил и сделал повыше. Так что, в некотором смысле, она должна была символизировать другие, будущие победы национал-социалистической Германии. Но ничего, стоит до сих пор, блестит золотом.
Вообще обнаружилось, что немцы очень интересно, с русской точки зрения, относятся к своей истории. Есть два момента, которые встречаются везде, в любой исторической ретроспективе в любом музее. Первое: национал-социалистический режим или период. Так и пишут. Слов «Гитлер» или «война» не употребляют. Второе: берлинская стена и её разрушение в 1989. Где проходила стена, показано на всех картах. Где возможно, стоят кусочки этой стены или просто линия на земле нарисована. Вдоль стены плодятся всякие музеи и тематические выставки, вроде КПП «Чарли», а уличные торговцы продают шапки-ушанки, красные звёзды и советские погоны.
В дальнем углу Тиргартена обнаружились бомжики. На вид как наши, небритые всклокоченные испитые рожи. Но с чемоданчиком на колёсиках, и спят в чистеньких спальных мешках. Один раз даже палатку видел. Там, вдоль зоопарка, проходит железная дорога, на невысокой бетонной эстакаде метра в два-три. Вот вдоль этой эстакады и поселились бомжи. Тут же и кучи мусора, как на Родине. Местные на них внимания не обращают, просто едут мимо на велосипедах.
Ладно. Берлинский зоопарк. Самый крутой зоопарк, что я видел. Круче Амстердамского и Ленинградского. Входной билет в зоопарк и аквариум обошёлся аж в 20 €. Но оно того стоило.
Полчаса пялился на слонов. Никогда раньше не видел слонов в десяти метрах. Они очень даже милые. Тут стараются не ставить решётки между зверями и посетителями. Часто просто ров, иногда с водой, иногда с проводами, под напряжением, видимо. В худшем случае таки решётка, но со стеклянным закутком, чтобы смотреть беспрепятственно. Вот и до слона было лишь метров десять, не больше, лишь ров. Потом, когда отошёл к фламинго, со стороны слонов послышался грохот. Это слоник решил о дерево, что стоит посреди его загона, спинку почесать. С размаху боком. Чтобы деревья выдерживали такое издевательство, они там дополнительно огорожены, и не только у слонов.
У гориллы в загоне была какая-то штука, в которой она, сидя рядышком, увлечённо ковырялась. Будто планшет для ребёнка. И ещё какие-то тряпки эти умные обезьяны таскали. И смотрели на тебя: мол, чего пришёл, вали отсюда. Орангутанг мрачно наблюдал и старательно изображал из себя просто висячую оранжевую косматую тряпку. Когда я таки нашёл, где у этой тряпки глаза, он смутился и переполз в другой угол клетки.
У птичек в клетке было гнездо. А под крышей клетки висела видеокамера. И то, что эта видеокамера снимала в гнезде, тут же вживую демонстрировалось на телеке, смонтированном тут же рядом под навесиком. Наверное, кому надо, очень полезно.
В некоторых местах было видно, какие морковки строгают животным.
Видел «урну» для сбора старых телефонов. Зачем?
Аквариум — в отдельном здании, куда можно зайти как из зоопарка, так и просто с улицы. Хороший аквариум. С рыбками, акулками, муренами. А ещё там были медузы. Маленькие, но их было очень много. Крокодильчики, черепашки. Конкурс: найди змею в террариуме, они всегда здорово прячутся.
Зебры. Они действительно полосатые.
Пингвины. У них есть отдельный домик, где живут, кажется, императорские пингвины. Там у них даже снег лежит, в закрытом помещении с поддержанием климата. И можно посмотреть, как они плавают под водой. А на улице, просто в пруду, плавали менее именитые пингвины. Можно было просто протянуть руку и потрогать.
Вообще тут почти у каждого именитого животного есть свой хаус. Сейчас-то они гуляли на улице. Но зимой они живут в домиках. Есть домик у слоников, у жирафов, у кисок, у бегемотиков, у носорогов, у птичек, у бизонов, у ещё кого-то, у свинок (да, швайнхаус, дикие свинки типа кабанов имеются в виду).
Есть довольно большой загон, который у нас называется контактным зоопарком. Где можно погладить, пообнимать и покормить тех же козочек.
Верблюды, оказывается, тоже пьют воду.
Тюлени и морские котики были потрясающи. Несколько раз в день тут проходят шоу с их кормлением. Есть показательные кормления и других животных, расписание возле клеток висит. Но я их все благополучно пропустил. Но эти, морские, так офигенно плавают. Можно было подняться по лестнице и посмотреть на них сверху. А другие дрыхли на камушке на солнышке.
Бегемоты тоже дрыхли. Повернув свои блестящие задницы к посетителям. На них можно было посмотреть и из под воды. Но мне не повезло, двое дрыхли на суше, а третий где-то прятался в мутной воде. Только какая-то утка металась вдоль стекла, демонстрируя своё умение эффектно плавать.
Детская площадка в зоопарке офигенная. Издалека напоминает вольеры для каких-то хищников. Можно оставить ребёнка на полдня, он не соскучится. А ещё есть маленькие детские экскаваторы, за 1 € можно поковыряться маленьким, но настоящим ковшом в песочнице, дёргая рычаги.
Здоровенные пятнистые кисы очень милые. Ещё милее летучие мышки, которые живут в подвале домика кис. В кромешной тьме за стеклом носятся громадные тени.
Прошёлся по улицам Берлина обратно, к Сони Центру. Много Смартов. Ни одной Теслы. Розетку для зарядки авто видел лишь один раз, а в Амстердаме они на каждом шагу. В хорошем городе должно быть много каналов (с водой), Берлину их явно не хватает. Много каштанов и платанов.
В Сони Центре есть Леголэнд. Очень хотел туда попасть, но меня не пустили. Потому что дети до 16 лет — только в сопровождении взрослых, а взрослые — только в сопровождении детей. Уже думал, а не поймать ли какого-нибудь негритёнка на улице, думаю, за 10 € он бы согласился сходить в Леголэнд с незнакомым дядей. Но потом подумал, что Леголэнд в подвале пусть даже и Сони Центра — это фигня какая-то. И пошёл дальше.
Тут же рядышком обнаружился музей кино. Нормальный местечковый музей. Старые кинопроекторы. Старые афиши. Внезапно, афиша Patzerkreuzer «Potemkin». Довольно большая и эффектная экспозиция, посвященная фильму Metropolis. Старые телевизоры. Вкладыши в сигаретные пачки (не в жвачки) с портретами актёров.
Долго ржал над афишами фильмов ГДР и ФРГ. Оказывается, многие ГДРовские фильмы я знаю. Например, тот же Гойко Митич и его чингачгуки. А в те же самые годы на афишах фильмов ФРГ вместо индейцев красуются полуобнажённые красотки.
Там была выставка достижений научной фантастики. Ничего особенного, просто костюмы и наброски инопланетян из разных фильмов, много проекторов, которые показывают отрывки. Забавно было видеть параллельно идущие эпизоды из «Войны миров» 1953 и 2005 годов. Ну и конечно же я сфотографировался с далеком, и меня не экстерминировали.
День третий. Собрался в технический музей. Проходил мимо концертного зала. Всё русские имена: Замфира (в европах она продолжает выступать), некто Киркоров, какой-то Николай Басков.
На фасаде музея висит старый добрый Дуглас DC-3. Красота. А рядышком торчит из земли лопасть ветрогенератора. Ох и здоровенная.
Пришёл слишком рано, поэтому пошёл гулять по парку. Оказалось, что часть парка является территорией музея. Пока музей закрыт, можно полюбоваться мельницами через забор. В парке было очень много старых рельс в кустах и полуразрушенных домиков. Как выяснилось позднее, музей стоит на месте бывшего крупного железнодорожного узла, и даже полукруглые помещения, в которых выставлена железнодорожная техника, являются бывшими депо. С этими милыми поворотными штуками, чтобы направлять паровозики на разные пути. А ещё в парке были качели. Большущие качели на цепочке. И взрослые не стесняются на них качаться. Я тоже непостеснялся.
Музей открылся. К открытию подтягиваются толпы школьников. Рано утром, в будни. Школьники — сплошь какие-то пакистаногерманцы, девицы в хиджабах, попадаются афрогерманцы. На весь класс — лишь пара арийских лиц.
Музей большой. Музей классный. В старом здании паровые машины, станки и целые мастерские, приводимые в движение одной большой паровой машиной. Ременные передачи под потолком и всё такое. Ткацкие станки, машинки для вышивания, с управлением перфокартами. Старые телевизоры, патефоны, радиоприёмники. Целое крыло выделено вычислительным машинам, все производства Конрада Цузе. Наверху есть мастерские по изготовлению бумаги и по высокой печати. Местные школьники имеют превосходную возможность этим всем позаниматься, на настоящих старинных станках.
В новом здании музея я застрял надолго. Корабли. Парусники и яхты. Здоровенный настоящий полноразмерный пароход, действительно с паровым двигателем. Хотя для парохода, наверное, вовсе небольшой. Можно по нему походить, позаглядывать в каюты, на камбуз, в гальюн.
Выше — самолёты. Много самолётов. Самолёты целиком, включая тот самый Мессершмитт и Юнкерс Ю 52. При виде этого Юнкерса я почему-то вспоминаю «Касабланку». Интересный карманный автожир-планер. Куски и обломки самолётов, в дырках от снарядов. Дуглас не просто висит на фасаде здания, под ним есть довольно обширная обзорная площадка, где при желании можно пикники устраивать. Красота, в общем.
Дальше были транспортные средства. Маленькие первые неуклюжие паровозики. Паровозики побольше. Громадные паровозики. Первые электровозы. Последние маленькие паровозики. Любителям паровозиков будет очень хорошо.
Где-то между делом затесались выставки про лекарства, фото и видеотехнику. Как только не извращались наши предки, чтобы получить удовольствие от движущейся картинки. Ну а я получил наслаждение от созерцания стереофотографий с лётного поля, показательных полётов хрупких самолётиков 1911 года.
Потом можно было выйти в парк. Там было водяное колесо, чтобы подымать воду в водонапорную башню, чтобы заправлять те самые паровозы водой. И две мельницы. Одна старая деревянная. Она, оказывается, вся целиком поворачивается по ветру, вместе со входом и лесенкой к нему. Понятно, откуда пошло «повернись к лесу задом, ко мне передом». Такая мельница как раз может такое проделать довольно легко. И стоит на основании довольно странной конфигурации, которое можно счесть за курью ножку. А другая мельница уже из кирпичей, нидерладская. У неё за ветром поворачивается только верхняя часть, примерно как башня у танка.
У музея оказалось ещё второе здание, чуть в стороне. За те же 8 € туда можно и нужно сходить. Была тематическая выставка по автомобилям. Мотоциклы и мерседесы прямо из фильмов про Индиану Джонса или Штирлица. Некоторые экспериментальные или уникальные модели вроде Януса. Советская Волга, которая оказалась вовсе не Волгой, а Опелем. Распиленный вдоль BMW, чтобы можно было рассмотреть все внутренности.
И была тематическая выставка про Сеть, которая Интернет, и про комьпьютеры вообще. Та самая Энигма. Google Glass за стеклом. Настоящий NoPhone. Детские ноутбук и смартфон для рисования мелом. Cray-2. Сломанные (физически) жесткие диски из датацентров Google.
Ну а напоследок в этом же музее есть развлекуха для детей. Как в Nemo в Амстердаме, или Джоуль-парк в Омске. Только несколько разнообразнее и структурированнее. Называется Science Center Spectrum. «Чудеса» оптики, акустики, электричества и прочего. Видеокамера и софт, который на лету распознаёт лица, пол, возраст и эмоции. Тепловизор. И прочие веселья.
Технический музей такой большой и такой замечательный, что я там провёл почти весь день. Сил хватило только добраться обратно до гостиницы.
Кстати, в гостинице все номера на этаже, если верить плану эвакуации, оказались одинаковыми. С одинаковыми душе-унитазо-раковинными модулями в уголке прямоугольного номера. Эффективненько.
Вечером сходили на свето-музыкальное получасовое шоу на канале за Рейхстагом. Посвящено было истории Германии вообще и истории Берлина в частности. Больше всего вспоминали берлинскую стену и её разрушение. Много раз упомянули фамилию Gorbatschow. Все те особенности восприятия истории, что я уже упоминал, были видны. Само шоу — это изображения нескольких проекторов на пару зданий на противоположном берегу канала. Затейливо, но я не очень впечатлился.
День последний. Решил пройтись по главной и, по сведениям местных, самой красивой улице Унтер-ден-Линден. От телебашни до Бранденбургских ворот.
Пошёл до телебашни максимально окольными путями, по всяким дворам и не очень крупным улочкам. Некоторые берлинские дворы оказались поразительно похожи на омские. Коробка, со всех сторон окружённая многоэтажками. Огороженная забором из сетки спортивная площадка. Пара качелек. Сдвинутые лавочки с пустой бутылкой от вчерашнего пива. Только многоэтажки все разнообразные, двор весьма обширен и куч мусора нет.
Везде, где идёт стройка, стоят и домики строителей. Только это не облезлые вагончики-прицепы на спущенных колёсах, а контейнеры стандартных размеров. И эти контейнеры соединяются в весьма многоэтажные конструкции. Иногда получается целый дом из контейнеров, размерами в половину того дома, что ремонтируется.
Телебашня большая. Теперь я знаю, чем вдохновлялись создатели Байтерека в Астане. За чудовищные 13 € можно подняться на обзорную площадку башни. Мне повезло, в этот день рано с утра не было очереди. А так, там есть система СМС уведомлений, своей очереди подняться можно ждать несколько часов. Турникеты стоят на вход и на выход. Видимо, есть ограничение на количество одновременно находящихся человеков наверху. Единственное место, где досмотрели рюкзак, прокатили его через рентген и заставили пройти рамку.
Сверху Берлин оказался довольно маленьким городом. Омск, пожалуй, попротяжённее будет. Он весь виден с башни. А дальше начинаются поля и ветряки. Ну и смотреть особо не на что. Он весь какой-то плоский. Только Тиргартен и выделяется.
Пошёл по Унтер-ден-Линден и зашёл в берлинский кафедральный собор. В оригинале лаконичнее: Berliner Dom. Сейчас это музей, а не действующая церковь. Внутри, как и в Успенском соборе в Московском Кремле, — гробики местных королей. Можно подняться на крышу собора, и обойти её вокруг. Оттуда открывается весьма нехилый вид, ненамного хуже, чем с телебашни, и не через стекло. Немцы оставили копоть, а следы от осколков на статуях заделаны так, что видно, что тут были следы от осколков.
Сам Унтер-ден-Линден не впечатлил. Шибко много магазинов, а шопинг мне не интересен. К тому же пешеходная аллейка посреди улицы сплошь перегорожена из-за строительства метро. Опять привет Омску. Заборчик строительства изображает поезд метро. Впереди сидит угрюмая бюргерша-машинист. В вагонах едут деды-хиппи, белые девушки с гитарой, девушки в хиджабах, парни в татухах и фуражках целуются. Толерантность со всех сторон.
Ещё часок по краешку Тиргартена. Его что-то весь перегородили нафиг, для автомобилей и переходов. Ставили какие-то ларьки. Возможно, готовились к какому-нибудь Октоберфесту. Чемодан, вокзал, снова борьба с автоматом по продаже билетов, поезд до Шёнефельда, аэропорт.
Шёнефельд оказался малюсеньким аэропортом. Тесный коридорчик после досмотра на все гейты и все рейсы. Паспортный контроль внезапно возле самого гейта. Открылся за час до посадки. Два полицая в бронежилетах поржали над визой на четыре дня. Пропустили в маленький стеклянный загончик уже непосредственно перед гейтом. Откуда даже в туалет отойти некуда.
Самолёт. Аэрофлот. Сон в Шереметьево. Ненавижу летать на восток. Когда организм хочет только одного: спать, ему предлагают еду, которую он принимать отказывается всеми возможными способами. Я уже и не пытаюсь. Утро. Омск. Холодно, блин. Домой. Спать до вечера.
Посетить Берлин — сделано. В Амстердам ещё хочется вернуться. В Берлин — нет. Он слишком скучный. И в Леголэнд не пустили :)