О музыке
2015-02-22
Все знают, что у нас в музыке сем нот:
до, ре, ми, фа, соль, ля, си.
Многие знают, что ля первой октавы — это 440 герц
(это частота классического камертона).
Некоторые знают, что частота нот с интервалом в октаву различается в два раза.
Что все это значит?
Что такое музыка с точки зрения физики и математики?

Звук — это колебания давления. Они порождаются колебанием струны или язычка музыкального инструмента, или мембраны динамика акустической системы. Распространяются колебания через воздух. И вызывают ответные колебания барабанной перепонки в нашем ухе, которые через всякие молоточки, наковальни, стремечки и улитки таки воспринимаются нашим мозгом.
Кстати, даже в фортепиано, где музыкант нажимает на клавиши, источником звука являются струны, по которым ударяют молоточки. А в саксофоне, который весь такой металлический и духовой, звучит деревянный язычок.
Гармонические колебания — это синусоида. Колебания имеют частоту, которую измеряют в герцах. В музыке частоту звуковых колебаний называют высотой звука.

Чистую синусоиду мы можете получить с помощью специальных приборов или же в какой-нибудь программе для обработки звука, например, Audacity. Звучит она не очень. У настоящих инструментов к основному тону добавляются всякие колебания кратных частот, влияют всякие резонаторы и т.д. и т.п. Так и рождается уникальный тембр данного инструмента. Однако на частотной диаграмме пик все же должен указывать на ту ноту, которая играет в данный момент. Теоретически.
Синусоида показывает изменение интенсивности звукового давления во времени. И именно это изменение записывается на пластинку или магнитную ленту. Значениям амплитуды назначаются цифровые значения, и это записывается на компакт диск или в файл. При обработке звука мы будем видеть на горизонтальной шкале время, а по-вертикали — интенсивность сигнала, в числах или даже в децибелах.
Но если мы проведем над этими значениями преобразование Фурье, то получим частотное представление сигнала. Грубо говоря, чистые синусоиды какой частоты и интенсивности нам надо сложить, чтобы получить исходный сигнал. На частотной диаграмме по-горизонтали у нас будет частота, а по-вертикали — «интенсивность» данной частоты в сигнале.

Частота — это высота. А по высоте у нас — ноты.
На самом деле, в современном музыкальном строе нот не семь, а двенадцать.
Посмотрите на клавиатуру фортепиано.
Есть белые клавиши.
А есть и черные.
Белые — это и есть те самые семь нот с названиями,
которые часто еще обозначают латинскими буквами.
До — C, ре — D, ми — E, фа — F, соль — G, ля — A, си — B (или H).
Как видите, буквенная нумерация начинается с ля,
так сложилось исторически.
А вот у черных клавиш своих имен нет.
Но они отличаются на полутон
от соседних белых клавиш.
Для перехода на полутон вверх используется специальный знак: диез — #
(не шарп, а диез).
Для перехода на полутон вниз используется другой знак: бемоль — ♭.
Таким образом первая черная клавиша в октаве —
это до-диез, потому что на полтона выше ноты до,
или ре-бемоль, потому что на полтона ниже ноты ре.

Частоты нот, различающихся на одну октаву, например, от до до до,
различаются в два раза.
А между до одной октавы и до другой октавы имеется ровно двенадцать полутонов.
Сосчитайте черные и белые клавиши на клавиатуре.
Шкала логарифмическая.
То, что отличается по высоте на сколько-то полутонов,
отличается по частоте во столько-то раз.
А значит, разница в один полутон,
это разница в частоте звука в
раз.
Это называется равномерно темперированный строй.
Бывали и другие, но это было давно и неправда.
Ну а теперь нажмите последовательно на фортепианной клавиатуре
белые клавиши: до, ре, ми, фа, соль, ля, си и до следующей октавы.
Для этого не обязательно бежать к ближайшему клавишнику,
достаточно поставить на телефон приложение вроде xPiano.
Нажали?
Поздравляю, вы только что сыграли гамму до-мажор.
Звучит неплохо, правда?
До-мажор (он же C-dur или C major) — это тональность
или лад.
Вы начали с до и закончили до.
До, в данном случае, — первая ступень нашего лада, тоника.
Это самый устойчивый звук в тональности.
Если вы будете играть что попало, но только белыми клавишами, и закончите до,
то звучать это будет более-менее прилично для человеческого слуха.
И звучать это будет весело — мажорно.
Другими устойчивыми ступенями в тональности являются третья — ми, и пятая — соль.
Попробуйте сыграть до, ми, соль, и до следующей октавы.
Звучит?
А теперь одновременно до, ми, соль.
Тоже звучит?
Поздравляю, вы только что сыграли мажорное трезвучие —
основной аккорд мажорного лада.
Играйте что попало, только белыми клавишами, почаще задерживайтесь на до, ми, и соль,
и всем будет счастье.

В тональности семь ступеней.
И мажорной тональностью будет любая,
где между ступенями будут такие интервалы.
Между первой и второй (до и ре) — два полутона, один тон,
интервал под названием секунда.
Между второй и третьей (ре и ми) — снова секунда.
Между третьей и четвертой (ми и фа) — полутон, малая секунда, на клавиатуре там нет черной клавиши.
Ну и так далее.
Если между белыми клавишами есть черная — между ними тон.
Если между белыми клавишами нет черной — между ними полутон.
Вы можете сыграть мажор не обязательно начиная с до.
Главное соблюсти указанные интервалы в гамме и трезвучии.
Тут вам понадобятся черные клавиши.
Так уж устроен наш слух,
что гармоничными, созвучными мы воспринимаем звуки
с определенным соотношением частот.
Это 1:2 в случае октавы — от до до следующего до.
Это 1:
в большой терции
от до до ми,
и 1:
в малой терции от ми до соль
в трезвучии.

Смотрите, в равномерно темперированном строе,
который является основным в музыке с XVIII века,
отношения частот какие-то не очень красивые.
И в самом деле, в натуральном строе
соотношения гораздо более красивые:
4:5 для большой терции и 5:6 для малой.
Проблема с натуральным строем в том,
что согласно нему можно настроить музыкальный инструмент только под одну единственную тональность.
Попытки сыграть другие тональности,
вроде того же мажора, но не до, что я советовал раньше,
будут звучать фальшиво.
Равномерно темперированный строй —
это попытка равномерно размазать все нужные интервалы по большущей клавиатуре фортепиано
и при этом сохранить соотношение частот,
близкое к идеальному (по мнению натурального строя),
но иметь возможность играть в любой тональности в любой части клавиатуры.
Искажения идеала в угоду универсальности.

Ну а теперь сыграйте гамму, тоже белыми клавишами,
но не от до, а от ля:
ля, си, до, ре, ми, фа, соль, ля.
Звучит?
Но как-то грустнее.
А теперь трезвучие.
Последовательно: ля, до, ми, ля.
Аккордом: ля, до, ми.
Поздравляю, вы познакомились с ля минором.

Это другая, уже минорная тональность. Заметьте, те же семь ступеней, но изменилось соотношение частот между ними. И изменились расстояния между ступенями в трезвучии.
Это — натуральный минор. Есть еще гармонический и мелодический миноры, с немного другим соотношением высот ступеней. Плюс мажор, который чаще всего натуральный, и очень редко бывает гармоническим или мелодическим. Вот и все разновидности тональностей, т.е. соотношений частот звуков, извлекаемых музыкальным инструментом, приятных для нашего слуха. Берем за основу, за первую ступень тональности, какую-то ноту, а с равномерно темперированным строем это может быть абсолютно любая нота, и вперед. Семь ступеней, три из них устойчивые. Здравствуй, мелодия.