2017-08-20

О Зенбуках

Я влюблён в Зенбуки. Которые Asus Zenbook. Которые когда-то назывались ультрабуками, а теперь, когда все обычные ноутбуки стали такими же компактными, стали называться просто классическими ноутбуками. Классическими, потому что есть ещё всякие с сенсорным экраном или выворачивающиеся наизнанку.
Zenbook lid
Предыдущий Зенбук служил мне верой и правдой почти четыре года. Теперь я обзавёлся новым. Вот их сейчас и буду сравнивать. А ещё несколько Зенбуков я купил и нарекомендовал родственникам и знакомым.
Старичок. Asus Zenbook UX32VD. 2012 год. Вес: 1.4 кг (если верить моим напольным весам).
Экран. 13.3 дюйма, FullHD, честные 1920×1080 точек, матовый. Экспериментально я выяснил, что для меня это оптимальный размер и разрешение. Больше размер — тяжелее таскать. Меньше размер — ничего не помещается. Всё, конечно, становится мелковато, но абсолютно ничто не мешает поставить шрифты покрупнее.
UX32VD screen
Клавиатура. Хорошая, удобная, с подсветкой. Широкие шифты. Большой, хоть и не высокий, Enter. Правильный Ctrl, ближе к краю, чем Fn. Поначалу не хватало всяких Home/End/PgUp/PgDown, но быстро привык к их альтернативам с Fn. Новичков пугает отсутствующий Insert (он есть только с Fn) и кнопка выключения питания прямо на клавиатуре. Но я особых неудобств от этого не ощутил.
UX32VD keyboard
За годы ношения в рюкзаке клавиатура заметно отпечаталась на экране. Надо было таскать прокладку-тряпочку, что шла с завода. Но не факт, что помогло бы. Видел подобные полосы от пробела и на экранах старых макбуков.
UX32VD screen abrasions
Тачпад. Он есть. Он нормальный. Жесты множеством пальцев и блокировка тачпада, когда печатаешь, чтобы курсор куда не надо не прыгал, решаются исключительно софтом. Убунта справляется.
Камера, микрофон, всё путём.
Проц. Мне достался Core i7-3517U, Ivy Bridge, 22 нм, 1.9 ГГц, два ядра, четыре потока (Hyper-threading), 4 Мб кэш, 17 Вт. Топовая зверушка для этой линейки Зенбуков.
Память. DDR3. От рождения было 4 гигабайта. Причём два распаяно на материнке, а два засунуто в единственный SO-DIMM слот. В этот слот я сначала воткнул четыре, а потом и восемь гигабайт. В итоге получил 10 гигабайт ОЗУ. Максимум для данной конфигурации.
Диск. От рождения был снова распаянный на материнке SSD на 24 гига, и SATA HDD на 500 гигов. Я долго добирался до того, чтобы приспособить SSD как кэш к HDD, и оно получилось с помощью bcache. А потом встроенный SSD сдох, я решил, что это знак, выкинул HDD и поставил вместо него SSD на 480 гигов. Всё залетало, и я стал счастлив.
Видюха. Да, в этом ноуте есть какой-то GeForce. Я про него вспоминал три раза. Сначала, когда пришлось поставить Bumblebee, чтобы отключить эту видюху нафиг, ибо время работы от батареи, когда Nvidia включена, драматически снижалось раза в два. Более поздние Убунты научились отключать видюху самостоятельно. И последующие два раза, когда я ставил Steam и думал, что вот сейчас таки поиграю хоть чуть-чуть на ноуте. Не сложилось, не поиграл. Так видюха и была постоянно выключена, а работала встроенная интеловая графика.
Батарея. 6520 мА·ч. От рождения хватало на три-четыре часа. Сейчас может внезапно вырубиться минут через 20. Надо бы менять, но пока нет острой необходимости.
Корпус. Металлический. С иллюзией малой толщины. Динамики в передней части по бокам, смотрят вниз, громкие. Сзади снизу есть вентиляционные отверстия. Дует, как на макбуках, в щель между корпусом и крышкой.
UX32VD bottom
Разбирается достаточно легко. Главное найти отвёртку нужного размера звёздочкой. Двенадцать винтов снизу, и вся нижняя крышка снимается целиком. Тут вам сразу память и аккумулятор, и пыль сдуть с кулеров (там два вентилятора). SATA диск поменять? Нужно сначала открутить и слегка приподнять аккумулятор. Всё просто.
UX32VD internals
Слева. Один USB 3.0. И слот для SD карты. Всё. Слот такой, что SD карта не защёлкивается, но наполовину торчит. Немного непривычно, но вполне достаточно, чтобы через переходник скинуть что-нибудь на micro-SD из телефона.
UX32VD left side
Справа. Разъём блока питания. Никаких магнитных разъёмов, извините, это вам не мак. Два USB 3.0. Полноразмерный HDMI. Совершенно нестандартный порт для дисплея, в комплекте есть переходник на VGA. Совмещённый mini jack на наушники и микрофон.
UX32VD right side
Всего, получается, три USB. И все 3.0. Внешние жёсткие диски подрубать — милое дело. Работают как ураган.
HDMI справа доставляет хлопот, если постоянно приходится подключать внешний монитор. А я даже рекомендую подключать. Два монитора минимум в два раза удобнее, чем один. Провод справа мешает елозить мышкой. Я решил это покупкой нестандартного HDMI кабеля, изогнутого на 90 градусов.
Разъём для дисплея и переходник на VGA — странные. Без танцев с бубном не выйдет вывести что-то, кроме 1024x768. Как будто там не все провода развели, и дисплей не может сообщить видюхе, какие разрешения он умеет (я про DDC).
Совмещённый jack доставляет хлопот. Подходят гарнитуры от сотовых. А вот «компьютерных» гарнитур с таким подключением фиг найдёшь. Впрочем USB гарнитуры вполне работоспособны в Убунту. Да и встроенные динамики и микрофон работают вполне прилично, если нужно громкую конференцию устроить.
Ещё в комплекте. USB сетевуха, работает под Linux. Чехольчик для сетевухи и переходника VGA. Замечательный тряпошный «конвертик» для самого ноутбука.
UX32VD accessories
UX32VD case
Виндой я на этом ноутбуке никогда не пользовался. Сразу ставил Ubuntu, которая дефолтная, с почившим Unity. Поначалу пришлось руками прикручивать Bumblebee, чтобы отрубить Nvidiaвскую дискретную видеокарту. И ставить ядро от следующей версии Убунту, чтобы работали кнопочки регулировки яркости экрана. Со следующей Убунтой и её LTS версиями вообще проблем с железом не было.
Новичок. Asus Zenbook UX310UA. 2016 год. Вес: 1.4 кг (а субъективно вроде чуть полегче).
Экран. Те же 13.3 дюйма. Есть экраны FullHD, я именно такой и хотел. Но не получилось. Взял с разрешением QHD+, которое 3200x1800 точек. Только что понял, что я окончательно запутался в этих 4K разрешениях. На телевизоре-то у меня Ultra HD, т.е. 3840×2160.
UX310UA screen
С разрешением вышло несколько засад. GRUB hidpi понимает и рисует большие буквы. В текстовом терминале поставить шрифт побольше поможет sudo dpkg-reconfigure console-setup. Свежие KDE нормально позволяют настроить масштабирование.
Только вот дробный скейлинг, а я поставил поначалу 1.7, далеко не все переваривают. Половина софта, которые используют WebView, отображают этот WebView весь размытый в квадратных пикселях. Некоторые, как ни странно, Qtшные, программы вообще не масштабируются, или даже рисуют интерфейс 1:1 в уголочке отмасштабированного окна.
Целый скейлинг в 2.0 переварили почти все. И выглядело всё красиво, хотя чуток крупновато.
Но вот скейлинг, мало того, что требует перелогина, так ещё и штука, глобальная для всех мониторов. Поэтому с внешним монитором с обычным dpi это нифига не работает. Нужен один масштаб на оба монитора, и надо что-то выбирать.
Я пока остановился на FullHD на обоих мониторах. Без скейлинга. Как ни странно, несмотря на то, что на QHD+ FullHD должно отображаться с искажениями, я их не замечаю. Сильно мелкие пиксели. И в лупу я их не разглядываю.
Как бы надо внешний 4K монитор :)
Клавиатура. Абсолютно такая же. Ну разве что значочки погрубее нарисованы, да логотип Венды более новой версии.
UX310UA keyboard
Тачпад. В обзорах иногда ругают. В биосе (ну который EFI Setup) действительно чувствительность его чересчур задрана. Но в KDE для тачпада дофига настроек. И по умолчанию все они делают всё нормально. Даже отключение при печатании есть. Я лишь включил прокрутку по всем направлениям двумя пальцами и изменил направление этой прокрутки.
Камера, микрофон. Есть. Вроде добавился ещё датчик освещённости, но я с ним не игрался.
Проц. Достался Core i5-7200U, Kaby Lake, 14 нм, 2.5 ГГц, два ядра, четыре потока, 3 Мб кэш, 15 Вт. Норм. Вообще в линейке имеются ещё и Зенбуки с i7-7500U, но я такой не нашёл.
Память. DDR4. Комплектации с 16 Гб от рождения не нашёл в продаже, хотя такие, теоретически, есть. Пришлось взять с 8 Гб. Оказалось, что эти 8 Гб уже распаяны на плате, а SO-DIMM стоит пустой. Я туда воткнул ещё 8 Гб. Всего получилось 16. Хватает. На несколько докеров, пару виртуалок, пару Идей и пару десятков вкладок Хрома. И половина ОЗУ ещё дисковым кэшем занята. Так как npm я запускаю редко, 32 гигабайта, надеюсь, не понадобятся ещё в ближайшие года четыре.
Диск. По максимуму предлагают 512 Гб SSD (в M.2), плюс 1 Тб HDD в SATA. Я такое опять не нашёл, да и нафиг мне HDD. Поэтому в моём имеется 256 Гб M.2 SSD, и я воткнул вдогонку 480 Гб в SATA. Чтобы SATA пустым не стоял, и диска побольше было. На второй диск я засунул самые большие каталоги из моего хомяка с помощью mount --bind и pam_mount. Получилось, что ОС и всякий инструментарий у меня на одном диске, а всякие проекты, которые этим инструментарием собирать, — на другом. Почти просторно.
Видюха. А нет её. То, что вшито в Kaby Lake, то и есть. Существует, конечно, UX310UQ, который тоже с дискретной видеокартой от Nvidia. Но я сознательно от дискретной карты отказался. Ибо не пользуюсь. А лишняя грелка и батареепожиралка не нужна.
Батарея. 4210 мА·ч. Вроде меньше батарея, но хватать должно на 4-5 часов, если верить показаниям. Испытания не проводил. Мне достаточно знать, что эта штука не умрёт внезапно в течение часа-полутора, если её отнять от розетки.
Корпус. Металлический. С иллюзией малой толщины. На углах круглее, и в целом как-то помонолитнее, чем раньше. Дисплей открывается на чуть меньший угол, что огорчает. Динамики спереди внизу, очень громкие, но без искажений. Снизу вентиляционных отверстий теперь нет, всё дует в щёлку между корпусом и крышкой.
UX310UA bottom
Lid open angle
Пока сам не разбирал. Чтобы не терять в гарантии, отдал установку памяти и второго SSD официальному сервисному центру. Но теоретически всё так же, нижняя крышка снимается целиком. Только вот пара винтов теперь запрятана под резиновые ножки.
Разъёмы в этой серии Зенбуков переставили местами. То, что было слева, теперь справа, и наоборот. И это хорошо. Теперь HDMI кабель мышке не мешает.
Слева. Разъем питания, точно такой же, как был. Только сам БП теперь менее мощный, потому что нет дискретной видеокарты. Один USB. Полноразмерный HDMI. Один USB Type-C. Фиг знает, что он там умеет, мне пока нечего в него воткнуть. Совмещённый mini jack на наушники и микрофон.
UX310UA left side
Справа. Два USB. Слот для SD карты, такой же, как был. Ха, хоть разъем питания уехал налево, лампочки-индикаторы зарядки и включения остались справа.
UX310UA right side
Всего получается три обычных USB. 3.0 или 2.0 — непонятно. Синеньким они не помечены. Внешние жёсткие работают быстро. Официальная спецификация говорит, что два из них всё же 2.0. Если правда, то это огорчительно.
HDMI теперь слева. Хорошо. И в комлекте идёт переходник HDMI-VGA. Ещё не проверял, но надеюсь, он будет поумнее. Впрочем, пока нет необходимости его использовать. Везде, куда надо подключаться, есть HDMI.
В комлекте снова USB сетевуха. Но чехольчика для всех этих переходников нет. А «конвертик» снова на месте. Не такой клёвый и отвратительно чёрный, но вполне функциональный.
Accessories
UX310UA case
Ввиду кончины Unity я решил воскресить своё увлечение KDE, которое прервалось с выходом KDE 4. И поставил KDE neon. Это та же Ubuntu LTS, но со свеженькой Plasma (5.10 на текущий момент). Плазма — не падает. А вот панельки — бывает.
В плане железа вообще никаких проблем нет. Всё работает. Хотя не всё ещё проверить довелось.
В плане софта поймал баг в SDDM (Simple Desktop Display Manager). Эта та штука, которая в современном KDE пароль на вход (и не только) запрашивает. Оно не запускается, когда в pam_mount подрублены зашифрованные тома LUKS. Пока ограничился вводом ещё одного пароля при загрузке, LUKS раздел прописан в /etc/crypttab.
Долго мучался в попытке воссоздать поведение верхней панели Unity. Там ведь не только глобальное меню, а ещё и заголовок распахнутого окна, и они сменяют друг друга. Сделать так в KDE в настоящий момент нельзя. Разве что кто-нибудь таки напишет правильный плазмоид.
Хотя само глобальное меню работает. Правда не из Java. Jayatana и в Unity глючила, а в KDE вообще не работает.
Я убрал глобальное меню в кнопочку в заголовке окна (в свежей Плазме можно и так). А всякие индикаторы задвинул вправо наверх, на плавающую поверх всех окон панельку. Получилась почти Unity. Местами удобнее, местами нет.
В KDE оказалось, что на каждом экране панельки свои, и так просто они на все экраны клонироваться не хотят. Впрочем, фиг с ним, с KDE. Мы же о Зенбуках.
Кроме вот таких вот Zenbook, которые обычные ноутбуки, но маленькие, без CD/DVD и прочих езернетов, у Asus есть ещё и другие. Zenbook Pro, с 15 дюймовым экраном. Transformer Book, у которого экран отсоединяется от клавиатуры и является, по сути, планшетом. Или Transformer Book Flip, где экран можно вывернуть наизнанку и снова получить планшет.
Да и самих классических Зенбуков весьма много. Вот этих UX310U имеется две «подсерии»: UX310UA, без дискретной видюхи, и UX310UQ, с дискретной Nvidia. В рамках каждой «подсерии» доступны конфигурации с двумя разными экранами: FullHD и QHD+, с разными процами: от i3 до i7, с разным объемом памяти и разным набором и объемом дисков.
Явно не хватает конфигуратора. Чтобы выбрать, заказать и подождать то, что нужно. Я бы взял UX310UA с i7, 16 гигами ОЗУ и SSD на 512 гигов. И готов был бы подождать даже пару месяцев. Но такой конфигурации просто не было в продаже. Нигде в России. Проц помощнее и памяти побольше почему-то ставили в UX310UQ, но мне не нужна дискретная видюха. Пришлось собирать из кусочков: добивать памяти и диска.
В общем, живу, не болею. Продолжаю любить Зенбуки.
Two cases
Two laptops

2017-08-06

О Makefile

Вы делали когда-нибудь «заклинание» ./configure && make && make install? Им собирается 80% юниксовых/линуксовых программ из исходников. configure — это Autotools, про них я не буду рассказывать. make — это GNU make.
Learn Makefile
Оригинальный make появился, если верить Википедии, в 1977 году, в недрах Bell Labs. Сейчас имеется два мейка: BSD make и GNU make. Чем они отличаются — это отдельный религиозный вопрос. Но если у вас Linux, у вас по-любому будет GNU make.
Make в качестве параметра принимает имя некоторого правила. А правила задаются в файле Makefile в текущем каталоге.
Зачем явисту может понадобится make и Makefile? Ведь у нас есть великолепнейшие системы сборки: Ant (кто-нибудь им ещё пользуется?), Maven, Gradle. Они действительно могут многое: и собрать, и прогнать тесты, и запустить (сервер локально), и задеплоить (в удалённый контейнер приложений/сервлетов или собранный артефакт в репозиторий). Но, вы всегда помните, что именно надо написать после mvn, чтобы пересобрать супер-jar, задеплоить его в Artifactory, и при этом вам зачем-то хочется пропустить запуск тестов?
А ведь ещё есть более посторонние штуки. Как запустить Docker контейнеры вашей системы локально? docker-compose up или лучше docker-compose up -d? А в каком каталоге? А надо ли перед этим ещё что-то собрать?
А вы деплоите с помощью Ansible? А вы используете роли? А в каком каталоге проекта это всё у вас лежит? А у вас отдельные inventory файлы для разных окружений? Вариантов может быть очень много, а от этого зависит команда, которую нужно выполнять для деплоя. У нас на проектах получается что-то вроде: cd ansible && ansible-playbook -i production deploy.yml. И это далеко не самый каноничный вариант.
Выходов из необходимости запоминать длинные, но необходимые команды есть несколько.
Самые ленивые команды оставляют всё как есть. В результате новичку приходится надоедать старичкам в попытке вытянуть крупицы тайных знаний о том, как собирать и работать с проектом.
Самые упорные команды пишут документацию. Да, в каком-нибудь README.md рядышком, или в вики проекта, или, упаси боже, в корпоративной вики. Описывают всё. Что куда как пойти, и какие команды выполнить. Новичку приходится долго читать, тщательно копировать команды. И молиться, что документация не устарела, а команды не содержат ошибок.
Самые продвинутые команды, которые работают в Linux и слышали, что такое shell script... Хотя ладно, батники в Windows тоже никто не отменял... Они пишут эти самые скрипты. Помещая туда самые сложные команды или последовательности команд. Беда в том, что ворох скриптов не добавляет понимания, даже наоборот. И скрипты приходится документировать.
GNU Make O'Reilly book
Maven и Gradle всегда имеют свой жизненный цикл. И вы лишь можете выбрать, какой вариант этого цикла и с какого места запустить. Дополнительные плугины, особенно в Gradle, изрядно усложняют и дополняют этот жизненный цикл. Количество возможных «слов», которые можно приписать после mvn или gradlew, просто чудовищно.
Ant работал по-другому. Там надо было явно прописывать targetы, со своими, нежно выдуманными, именами, и зависимостями между ними. И вот эти таргеты и выполнялись.
В этом смысле make подобен antу. Можно считать, что в Makefile вы пишите отдельные именованные правила сборки, тоже с зависимостями между ними, а потом запускаете. Только в make одним шагом сборки может быть любая команда или последовательность команд, доступных для выполнения в данной ОС, а не команды ограниченного набора плугинов. Make работает на том же уровне, что shell скрипты. Он может объединить систему сборки с инструментами деплоя и всем прочим.
all: build

build: jar docker

jar:
    mvn package

docker:
    docker-compose build

run:
    docker-compose up

clean:
    mvn clean
    docker-compose down
Синтаксис объявления правила такой.
имя-правила: зависимость-1 зависимость-2
    команда-1
    команда-2
Тут ахтунг. Makefile — это единственный известный мне синтаксис, чувствительный к табуляции. Команды в правиле выделены не просто отступом, а именно что знаком табуляции. Который ASCII 0x09, "\t", , U+0009.
Большинство программистских редакторов уже давным давно при нажатии кнопки Tab ↹ делают именно отступ, а не вставляют табуляцию. Поэтому .editorconfig вам в помощь.
[Makefile]
indent_style = tab
На самом деле, в терминах самого make, это нифига не имя правила, зависимости и команды. Это цели, пререквизиты и рецепты.
targets : prerequisites ; recipe
    recipe
    …
Цель — это не абстрактное имя, выбранное вами, а имя файла, который должен появиться в результате выполнения рецепта. Целевой файл правила.
Пререквизиты — это тоже имена (или маски) файлов, которые при этом должны быть новее (смотрится дата последней модификации), чем цель. И эти файлы нужны рецепту, чтобы создать цель.
Рецепт — это рецепт. Команды.
Всё это создавалось для компиляции программ на C. Тут принято, что результат компиляции, это файл с тем же именем в том же каталоге, но с другим расширением.
foo.o : foo.c defs.h
    cc -c -g foo.c
Более того, много правил именно для C уже неявно присутствуют в GNU make. В Makefile достаточно лишь указать название итоговой программы, и из каких модулей она должна быть собрана.
При большом желании можно повторить подобное и для Явы. Ведь Maven, в отличие от Gradle, не умеет не пересобирать проект, когда ничего не менялось. Придётся только немного извратиться, ибо в мире Ява принято рассовывать исходники и результат компиляции в разные каталоги, и к тому же сами исходники щедро раскиданы по развесистому дереву каталогов.
# правило сборки jar: для jar нужен jar в target
jar: main-project/target/*.jar

# http://stackoverflow.com/questions/4036191/sources-from-subdirectories-in-makefile
# Make does not offer a recursive wildcard function, so here's one:
rwildcard=$(wildcard $1$2) $(foreach d,$(wildcard $1*),$(call rwildcard,$d/,$2))

# определения длинных списков файлов
ALL_MAIN_JAVA := $(call rwildcard,main-project/src/,*.java)
ALL_MAIN_RESOURCES := $(call rwildcard,main-project/src/main/resources/,*)
ALL_LIB_JAVA := $(call rwildcard,lib-project/src/,*.java)
ALL_LIB_RESOURCES := $(call rwildcard,lib-project/src/main/resources/,*)

# правило сборки jar, ему нужны все эти файлы
main-project/target/*.jar: $(ALL_MAIN_JAVA) $(ALL_MAIN_RESOURCES) $(ALL_LIB_JAVA) $(ALL_LIB_RESOURCES)
        mvn package
Целями и пререквизитами могут быть маски файлов. А в данном случае с помощью грязного хака получается маска с рекурсивным поиском по подкаталогам.
Так как цели — это файлы, но некоторые цели — выдуманные имена, то может случиться конфуз, если файл или каталог с именем «jar» или «clean», или, что уже вполне вероятно, «build», окажется в текущем каталоге. Make тогда может посчитать, что сборка уже имела место, и не выполнит рецепт.
Чтобы этого избежать, цели с выдуманными именами надо явно помечать как «.PHONY».
.PHONY: jar
jar:
    mvn package

.PHONY: clean
clean:
    mvn clean
    docker-compose down
.PHONY — это тоже цель, но по специальным искусственным значением.
Как вы уже наверное догадались, если запустить make без параметров, то будет выполнена первая цель.
В Makefile можно определять переменные. А можно и переопределять переменные. Можно определить дефолтные значения в самом Makefile, а переопределить в командной строке или через переменные окружения.
VAR ?= makefile variable

print:
    echo $(VAR)
$ make
echo makefile variable
makefile variable
$ make VAR="overridden variable" print
echo overridden variable
overridden variable
$ VAR="environment variable" make print
echo environment variable
environment variable
Заметьте, что значения переменных подставляются в текст рецепта как есть, и лишь потом рецепт выполняется. В то же время рецепт, если является командой оболочки, может определять и использовать свои переменные. Нужно только правильно экранировать «$», удваивая его.
Рецепты (каждый сам по себе, если их несколько) выполняются в отдельном подпроцессе. Причём это вовсе не обязательно будет процесс оболочки. Make может просто запустить указанную команду, т.е. сам работает оболочкой. Так что если вам нужен именно bash или zsh для выполнения команды, об этом надо специально позаботиться.
shell:
    echo 1-$$$$-$$0
    sh -c "echo 2-$$$$-$$0"
$ make
echo 1-$$-$0
1-15199-/bin/sh
sh -c "echo 2-$$-$0"
2-15200-/bin/sh
Соответственно, если вы делаете cd куда-то && что-то сделать, текущий каталог меняется только для этой команды, что очень удобно. А если в этом другом каталоге есть свой Makefile, то можно выполнить его правила. Это тоже очень удобно, иметь по Makefile в каждом подпроекте, со своими правилами сборки. А на «глобальном» уровне объединять сборки компонентов под одним правилом и делать другие глобальные вещи.
build:
    cd sub1 && $(MAKE) build
    cd sub2 && $(MAKE) build
$ make
cd sub1 && make build
make[1]: Entering directory '.../dirs/sub1'
echo building sub1
building sub1
make[1]: Leaving directory '.../dirs/sub1'
cd sub2 && make build
make[1]: Entering directory '.../dirs/sub2'
echo building sub2
building sub2
make[1]: Leaving directory '.../dirs/sub2'
Здесь MAKE — это предопределённая переменная, которая содержит полный путь до текущего make. Это чтобы не зависеть от всяких путей типа /usr/bin/make.
Makefile — это не только про сборку. Например, вместо длинных объяснений и тыкания в ссылки официальной документации, можно просто дать Makefile, в котором всё есть.
Вот, например, как поставить Docker и Docker Compose на Red Hat Enterprise Linux?
DOCKER_VERSION=17.03.2.ce
DOCKER_COMPOSE_VERSION=1.11.2

.PHONY: help
help:
    @echo "make install - to install Docker and other necessary components"
    @echo "make pull    - to download and update necessary Docker images"
    @echo "..."

# docker install targets

.PHONY: install
install: add_docker_repo install_docker start_docker install_docker_compose

.PHONY: add_docker_repo
add_docker_repo:
    sudo yum install -y yum-utils
    sudo yum-config-manager --add-repo https://download.docker.com/linux/centos/docker-ce.repo
    sudo yum -y makecache fast

.PHONY: enable_extras_repo
enable_extras_repo:         # it's necessary to install container-selinux which is required by Docker
    sudo yum-config-manager --enable rhel-7-server-extras-rpms
    sudo yum -y makecache fast

.PHONY: install_docker
install_docker:
    sudo yum -y --setopt=obsoletes=0 install docker-ce-$(DOCKER_VERSION)

.PHONY: start_docker
start_docker:
    sudo systemctl enable docker
    sudo systemctl start docker

.PHONY: install_docker_compose
install_docker_compose:
    sudo curl -L https://github.com/docker/compose/releases/download/$(DOCKER_COMPOSE_VERSION)/docker-compose-Linux-x86_64 -o /usr/bin/docker-compose
    sudo chmod +x /usr/bin/docker-compose
Есть в Makefile и условия, и циклы. Читайте документацию и разбирайтесь.
Старайтесь лишь не переусложнять Makefile, который вы пишите руками (Autotools генерируют Makefile, в результате он пугает). Оставьте только самые важные и часто используемые команды, чтобы было удобно.