2017-07-08

О самокатах

Самокат — это такая доска с колёсиками и рулём. Так мне всегда представлялось. В детстве у меня не было самоката. Я их видел только на картинках в детских книжках. Зато был велосипед. То ли самокат был непрактичным в наших не самых городских условиях. То ли самокаты не завозили в далёкие уголки нашей красной Родины CCCР.
Самокат в детской книжке
Первый самокат в моей жизни появился, когда мы с дочей проходили в супермаркете через отдел игрушек. Доча просто схватила это чудное розовое недоразумение, и поехала на нём. Эта штука была пластмассовой и трёхколёсной, с чудным механизмом поворота двух передних колёс наклоном агрегата. Никто дочу не учил, она сама поехала. Вот вам первое преимущество самоката: он интуитивно понятен, и не требует обучения. Он понятнее велосипеда, да.
Потом доча подросла, и купили ей уже металлический самокат, на двух десятисантиметровых колёсах.
Оказалось, что на самокате очень удобно перемещаться на пару километров во всякие художественные школы и прочие детские занятия. И ребёнок делает это удивительно резво.
Чтобы поспевать за ребёнком, мы купили взрослый самокат, на двадцатисантиметровых литых колёсах. И нормально. Скорость передвижения взрослого сравнялась со скоростью передвижения ребёнка.
Кикборд для малышей
Я решил провести эксперимент. Всё-таки лето. До работы было три с половиной километра. Сейчас работа немного переехала, и стало четыре километра. Но зато по набережной, вроде как с размеченной велодорожкой. Как добираться до работы?
На общественном транспорте. Пять минут до остановки. Дождаться, влезть в автобус, проехать четыре остановки. Минут десять от остановки (далековато, да). Заплатить 22 рубля.
На личном автомобиле. Туда — минут двадцать, потому что через центр города, минимум через три оживлённых перекрёстка. Обратно получается минут за десять, другим путём. Заплатить минимум рублей 10-15 только за бензин. Но есть одна серьёзная засада: парковаться негде. На всех парковках рядом народ играет в сокобан. Ставить машину приходится в странных местах, где нет никакой гарантии, что её не снесёт кто-нибудь при неудачном манёвре.
Решил поиграть в защитника окружающей среды и сторонника ЗОЖ. Поискал другие способы.
Пешком. Вполне себе вариант. Главное, не торопиться, чтобы не натереть мозоли. Одно плохо: сорок минут в один конец. Дважды по сорок минут каждый рабочий день. Жалко.
На велосипеде. Велосипеда нет. И не будет. Потому что его негде хранить. И так весь балкон самокатами занят. Хотя да, велосипед очень быстрый и весьма экологичный транспорт, если в офисе есть душ.
Сравнительная практика показала, что велосипед быстрее самоката. Велосипед проходимее самоката, на нём без особых проблем можно перепрыгивать бордюры, и ему не страшна плитка (о плитке ниже). Но велосипед значительно крупнее и массивнее обычного самоката. Возможно, маленькие складные велосипеды и компактны. Но есть гипотеза, что они лишены достоинств обычных велосипедов.
На самокате. Взрослый самокат уже есть. Несколько раз добрался на нём до работы и обратно. Впечатления интересные.
Во-первых, хочется послать луч ненависти тем градоначальникам, что придумали мостить тротуары (и велодорожки) плиткой. Вы, ребята, покатайтесь по этой плитке на роликах. Вы видели людей на роликах на набережных Омска, где тёплыми летними вечерами гуляют толпы народу и носятся уймы велосипедистов? Правильно, не видели. Потому что их там нет. Потому что по плитке на роликах кататься невозможно. Самокат, даже с двадцатисантиметровыми колёсами, в этом смысле не намного лучше. После нескольких километров по плитке начинают болеть колени, а мне с ними ещё жить.
Самый гадкий вариант плитки
Во-вторых, самокат быстр, раза в два быстрее, чем пешком, лишь в благоприятных условиях. Встречный ветер (а на набережной он почему-то всегда встречный), затяжной подъем, и всё. Можно упираться, и продолжать толкаться, но всё же, в плане скорости, времени и усилий, проще спешиться.
Конечно, кайфово на самокате ехать вниз по спуску. Он просто едет, отталкиваться не надо. Надо даже притормаживать. Но очевидная гадость в том, что где в одну сторону спуск, в другую сторону будет подъём.
Появились и некоторые, не осознаваемые ранее, требования к самокату.
Колёса должны быть надувные, и побольше. Это единственный известный способ хоть как-то победить чёртову плитку. Так называемые амортизаторы, что ставят на некоторые самокаты, на практике бесполезны.
Дека (та площадка, где вы стоите на самокате), должна быть как можно ниже. Ну и фиг с ним, что брюхом будете цепляться за бордюры, если попытаетесь через них перебраться. Не для того самокаты нужны. И перепрыгивать на них бордюры, это уже специальная самокатная акробатика. Зато дека — эта та «ступенька», на которую вы подымаетесь после каждого толчка. А подыматься придётся ой как много. Это основные физические усилия при езде на самокате. Чем ступенька ниже, тем легче.
Взрослый самокат
Итак. Мне нравится катиться на самокате вниз по склону. Мне не нравятся физические усилия, которые приходится прикладывать на самокате при встречном ветре и на подъёме. Как бороться с ветром и подъёмами, сохраняя экологичность? Электрификацией!
На моноколесе. Это такой сегвей, оно тоже самобалансируется и подкатывается под ездока, но с одним колесом и без руля. Способ передвижения Уткоробота, короче.
Уткоробот
Я давненько почитывал статьи и подумывал о моноколесе. Останавливала только невозможность попробовать сию экзотику прежде, чем купить. А тут по весне коллега-гик как раз решился, и обзавёлся таким аппаратом. Как раз ездить на работу. Я попытался попробовать прокатиться. Оказалось, не всё так просто.
Моноколесо требует обучения. Этому счастливому владельцу потребовалась неделя тренировок, чтобы проехать первые десять метров. Но он утверждает, что это всё равно проще, чем научиться ездить на велосипеде. Кто, кстати, помнит, сколько он на велосипеде учился? Для езды на моноколесе нужна защита, хотя бы роллерная. Ибо шанс навернуться и полететь кувырком вполне неиллюзорный.
Зато со всем остальным у моноколеса всё хорошо. Скорость до 25 км/ч и даже выше. Вполне велосипедная проходимость, колесо-то большое. При достаточном навыке тоже можно запрыгивать на бордюры. Масса в 12-15 кг. Запас хода в 25-30 км и больше. Потрясающая компактность: это просто тяжёлый чемоданчик, из которого снизу торчит колесо. Коллега даже в магазин на нём ездит, просто уладывает в супермаркетную тележку.
Моноколесо от Ninebot
В общем, к моноколесу я, пожалуй, ещё как-нибудь вернусь. А пока этот самый коллега говорит: а ведь ещё есть электросамокаты, посмотри, какой клёвый у Xiaomi. Я посмотрел, почитал обзоры. Электросамокат Xiaomi Mi Electric Scooter M365 действительно прекрасен. И я его купил.
Сяомикат
Официально этот самокат в Россию не поставляется. И вряд ли когда-нибудь будет. Но в московских и питерских интернет-магазинах серых предложений полно. За чудовищные несколько тысяч рублей (потому что тяжёлый и негабаритный) и пяток дней его охотно доставляют в Омск. Кстати, в пункте выдачи транспортной компании стояло две коробки с сяомикатом: моя и какого-то другого омича-самокатчика.
Тут есть некоторая терминологическая путаница. «Scooter» на английском — это вообще-то мотороллер, близкий родственник мотоцикла. А самокат — это «kick scooter». Как видите, в названии сяомиката слова «kick» нет. Электросамокатами у нас называют даже странные машины размером, весом, компоновкой и управлением с полноценный мотороллер, только на электрической тяге.
Сяомикат — не такой. Он — средний электросамокат. Он лишь чуть подлиннее (с метр) и повыше обычного взрослого самоката. Но тяжёлый, да, 12 кг.
С другой стороны, в продаже встречаются недоразумения с маленькими колёсами и запасом хода в 10 км. Их я не рассматриваю, как нормальное транспортное средство. Так же как и многочисленные гироскутеры (тоже скутеры, блин). Это — игрушки. Я не представляю, как на них проехать непрерывно хотя бы пару километров на хорошей скорости.
Красота
Самокат или моноколесо? Масса у них примерно одинаковая, максимальная скорость тоже, запас хода от одной зарядки тоже. Моноколесо значительно компактнее, а вот самокат в магазинную тележку уже не очень засунешь (ещё не пробовал). Но сложить, поставить вертикально, и убрать на зиму в чулан, и самокат можно. На моноколесе нужно учиться ездить, а самокат прост и интуитивен. На самокате смогут ездить не только я, но и все домашние, включая и дочу (хотя ей сяомикат ещё явно великоват). Когда сядет батарейка, моноколесо придётся тащить как чемодан, ехать оно не сможет. А электросамокат станет обычным самокатом, пусть тяжёлым и высоким, но на нём можно самокатить, а можно и просто катить рядом.
На электросамокате. Поездил до работы. Да, это то, чего я хотел. Просто катишься и ловишь кайф. Встречный ветер и подъёмы не страшны. Одной зарядки хватает на три поездки до работы и обратно. Меньше пятидесяти копеек за одну поездку в один конец в текущих ценах на электричество. По сравнению с общественным транспортом, стоимость самого сяомиката окупится лет через двенадцать :)
Самое серьёзное разочарование: заводская упаковка. Металлические крашенные детали трутся друг о друга безо всякой картонки между ними. Пока доехало до Омска, протёрлось до голого металла. Хорошо, что алюминий. Впрочем, под слоем дорожной пыли и грязи этого не видно.
У сяомиката большие (для самоката) надувные колёса. С большинством сортов плитки борются успешно, но есть места, где всё же трясёт, но с коленками всё ок. С колёсами связана самая частая известная проблема этого самоката: перетирается камера заднего колеса. Решение известно: накачивать, как рекомендовано производителем, до 45-55 psi (3.3-3.7 атмосфер), и не допускать до самоката мужиков тяжелее 100 кг. Автомобильным насосом колёса накачиваются махом. Нипель переднего колеса сильно утоплен в пластмассовый колпак, чтобы до него добраться, есть удлинитель. Только этот удлинитель без клапана, приходится производить странные манипуляции: откручивать этот удлинитель, одновременно пальцем зажимая его дырку.
На руле у сяомиката одна кнопка и четыре светодиода. Кнопка включает его. Когда он включен, одно нажатие на кнопку включает/выключает фару. Да, тут есть небольшая фара. Длительное нажатие на кнопку выключает. Двойное нажатие на кнопку включает/выключает эко-режим. Вроде как в в этом режиме экономнее расходуется аккумулятор, и максимальная скорость ограничена 18 км/ч (в обычном режиме 25 км/ч). На практике польза от эко-режима в том, чтобы его включать, давая покататься на самокате детям. Чтобы хоть бегом их догнать, в случае чего.
Светодиоды показывают заряд батареи. Начиная с верхнего, они сначала мигают, потом поочерёдно гаснут. Впрочем, нижний остаётся гореть, когда остаётся уже менее 15% батареи. Экспериментально проверено, один светодиодик «сжигается» за поездку на работу и обратно, т.е. восемь километров. Получается, что заявленный пробег от одной зарядки в 30 км весьма близок к истине.
Руль сяомиката
На правой ручке руля находится «газ». Такое поворотное кольцо с выступом, нечто среднее между поворотной ручкой и курком. В саяомикате есть неотключаемая программная фишка (Zero Start): чтобы поехать двигателем, нужно сначала оттолкнуться и разогнаться до 5 км/ч (одного хорошего толчка достаточно), лишь после этого «газ» начнёт действовать. Я нахожу это весьма полезной страховкой, чтобы самокат не вырывался из-под ездока самостоятельно, при случайном прикосновении к «газу».
На малых скоростях ускорение от электропривода весьма заметно, с непривычки хватаешься за руль. На больших скоростях самокат разгоняется значительно более вяло. Возможно, это особенность именно сяомиката, его хвалят и ругают за вялую динамику. Те, кто хвалят, считают это специальной фишкой. У меня претензий нет. С велосипедистами игру в обгонялки вы однозначно проиграете, но это и хорошо, целее будете.
Самокат очень тихий. Нет никаких трещоток, как на велосипеде. Лишь при разгоне слегка гудит как троллейбус. По плитке хорошо слышно, как резиновые колёса пересчитывают стыки.
Слева на руле — стандартный рычаг тормоза. Он задействует механический дисковый тормоз на заднем колесе. Тормоз хороший. Я тут резко затормозил перед выскочившей собакой, так меня аж занесло, на асфальте. А ещё этот рычаг активирует рекуперативное торможение передним ведущим колесом.
Тормоз сяомиката
С сяомикатом работают аж два мобильных приложения. MiHome от Xiaomi и Ninebot. Какие-то сложные взаимоотношения между этими китайскими компаниями, Ninebot купил Segway в 2015, а сам кушает деньги Xiaomi. Мой телефон не захотел увидеть самокат, а вот планшет подключился, видимо, дело в версиях Bluetooth.
В приложениях можно увидеть текущий заряд аккумулятора, текущую скорость, что может быть полезно, если прикрепить телефон к рулю, только креплений нет. Ещё показывает оставшийся пробег, в километрах. Склонен занижать этот показатель, что, безусловно, хорошо. Можно обновить прошивку, у меня оказалась самая свеженькая. Можно посмотреть серийный номер, дату производства и общий пробег самоката. Мой самокат сделали в марте 2017. На заводе его обкатывали метров девятьсот.
Можно поменять пару важных настроек. Первая: включить круиз-контроль. В обычном режиме самокат работает, как пишут, как Тесла. Нажали «газ» — он едет. Больше «газа» — едет быстрее. Отпускаете «газ» — он тормозит, рекуперативно, передним колесом. Даже красной лампочкой на заднем крыле при этом мигает. Хотите тормозить сильнее — жмите ручной тормоз левой ручкой.
А вот если включен круиз-контроль, поведение может немного поменяться. Если вы пять секунд держите постоянную скорость (что само по себе требует ровного покрытия и отсутствия резких манёвров), похоже, именно скорость, а не постоянное положение рычажка «газа», самокат издаёт писк. И после этого можете отпустить «газ». Аппарат будет поддерживать заданную скорость самостоятельно. Это очень удобно на длинных ровных пустых участках маршрута. Чтобы выйти из этого режима, достаточно чуть зацепить рычаг тормоза, тогда он начнёт тормозить двигателем, или шевельнуть «газ».
Вторая настройка: интенсивность торможения двигателем. От рождения она стояла на минимуме. Отпускаешь газ, и торможения почти не ощущается. Просто замедляется быстрее, чем накатом. Я поставил на среднее значение. Так мне показалось комфортнее. Тогда он ощутимо тормозит, но для полной остановки со скорости 20 км/ч нужно метров 20. Стало гораздо удобнее контролировать скорость, когда ползёшь за пешеходами в поисках просвета, чтобы проскочить. Можно реже прибегать к дисковому тормозу, только в экстренных случаях.
У торможения двигателем есть забавная особенность. Если, приближаясь к переходному переходу, вы спешились, не оттормозив до нуля (ну спрыгнули на ходу), рекуперативное торможение продолжает действовать. И катишь его через переход, а он явно сопротивляется, батарейку заряжает. Решение: тормозить полностью, рычагом слева.
«Газ» работает как газ в машине. Встречный ветер или подъём — «газу» надо подбавить, чтобы сохранить скорость. На круиз-контроле самокат слегка замедляется в начале подъёма, потом соображает, и нагоняет скорость сам.
Некоторые подъёмы, вроде пандусов с велосипедных дорожек, самокат не осиливает. Тупо останавливается, приходится помогать ногой. Можно поступить по-велосипедному, и взять подъём с разгона. Только надо учитывать, что клиренс — совсем не велосипедный.
В обзорах отмечают конструктивный недостаток: пластмассовая крышка снизу с торчащими винтами. Аккумулятор и контроллер у сяомиката спрятаны в деке (она достаточно толстая), и снизу прикрыты этой самой крышкой. Утверждается, что довольно легко эту самую крышку раскокать, а винты стесать. По мне, так для этого надо действительно скакать по бордюрам, чего я пока делать не собираюсь. Если что, предприимчивые китайцы уже продают металлическую крышку.
Сяомикат на просвет
Сяомикат весит 12 кг. Весьма увесистая штука. Но он замечательно складывается. Сложенный руль цепляется (внезапно, рычажком звонка, там есть звонок) за заднее крыло, и становится удобной ручкой для переноски. Так и таскаю на четвёртый этаж.
Пытались мы потягаться с велосипедом. Максимальная скорость, замеренная велокомпьютером на катящемся рядом велике, получилась 23 км/ч. Это при небольшом встречном ветре и по плитке. Имхо, для самоката — более чем достаточно, чтобы раздолбаться об столб. Велосипедист говорил, что при таком ветре такая скорость тоже несколько выше комфортной.
С другой стороны, как-то пытался обогнать опытного бегуна. Не смог. Дорожка пересекалась многочисленными мощёными участками с небольшими бордюрами. Я постоянно сбавлял скорость, чтобы аккуратно проехать по неровностям. А бегун бежал без остановок :)
Будем считать миссию выполненной. Электросамокат — отличное средство, чтобы ездить на работу в моём случае. На дорогу уходит 15-25 минут. Время зависит от количества гуляющих по набережной. Не привыкли ещё у нас люди к велодорожкам, ходят, как им удобно. Приходится аккуратно объезжать. А ещё бывает, что пространством велодорожки вынуждены одновременно пользоваться и велосипедисты, и пешеходы, и даже автомобилисты.
Посмотрим, как оно будет осенью. Самокат имеет степерь защиты IP54, что вроде как мало для нормального транспортного средства. Это значит, что в дождь на нём ездить можно, но луж надо избегать.
И зимой. Производитель заявляет возможность эксплуатации до -10 °C. В обзорах гоняют по чищенным дорожкам в зимнем парке, и хвалят, что, за счёт переднего ведущего колеса, аппарат весьма устойчив. Понятное дело, что при такой температуре ёмкость батареи упадёт раза в два. Но всё равно неплохо. Попробуем.
Сложенный сяомикат