2014-06-15

Об Израиле

Продолжу публикацию путевых заметок из Жуйка. На этот раз отпуск всей семьей в Израиле в июне 2013.


Гуглокарты не позволяют сохранить для оффлайнового использования территорию Тель-Авива. Так и пишут: Нельзя сохранить эту область.
Кажись, дело все в западном берегу Иордана. Близко он там.

OSM. Простите, но латинская транслитерация местных географических названий нифига мне непонятна.


Электричка за 100 шекелей от Тель-Авива до Наарии. Тихо. Кондиционер. Стойка для багажа у дверей. Халявный вайфай.

Прокатили чуток на автомобиле. Знаков много. Скорость везде ограничена явно, в населенных пунктах — аж 30. Есть знак — домик в кружочке.
Дороги ровные. Все бордюры скошенные, чтобы можно было безболезненно наскочить на них. Очень много кольцевых развязок (где главное — кольцо) или ответвлений для поворота направо. Везде разметка. Ошибок типа заехать в не свой ряд или развернуться там, где разворачиваться нельзя сделать невозможно. И почти нет светофоров.
Треть дороги по ширине отделена желтой разметкой. Говорят — для велосипедистов.
Впрочем, это все на севере, возле Нагарии, типа сельская местность.

В каждой квартире есть выделенная комната-«бомбоубежище». Тридцатисантиметровые бетонные стены. Стальные ставни, стальная дверь.
Все серьезно. И хоть раз, но все пользовались.


Перфекционизмом и не пахнет. Все магазинчики грязные ровно настолько, чтобы не вызывать отвращение. Домики обшарпаны тоже в той же мере.
Мэр чинит дорогу только перед выборами. Детская площадка, запрещенная экологами, так и стоит закрытой второй год.
Везде, где видел работающих (на улице, в магазинах на раскладке товаров), работают они совсем не спеша и вполне не прочь поговорить о политике и чем-нибудь подобном.
Пожалуй, можно назвать это прагматизмом.

Искупался в Средиземном море. Впервые в море искупался. Сгорел, хотя и мазался.
Разницы в плавании в соленой воде (относительно пресной) не заметил. Хотя на вкус вода отвратительная, и, если не смыть, щиплет глаза.

Дома — из камня. Белые, квадратные, с плоской крышей.
На крышах стоят баки с водой, нагреваемые солнцем. Сколько квартир — столько и баков. Это — естественный источник горячей воды. А когда не хватает солнца, можно включить электронагреватель.


Удивительные разговоры тут можно услышать на русском языке.
Любят разговаривать про политику: про отношения Израиля с ближайшими соседями и про развал СССР.
Любят обсуждать, кто чем сколько болел, сколько детей и от кого родил, и насколько эти дети евреи.
Любят вспоминать свою жизнь за пределами Израиля. Из этой серии повеселила история одной дамы, которая привезла из России дубленку и зимние сапоги, чтобы не мерзнуть израильскими зимами, сидя перед телевизором.
(Подслушано случайно, в процессе дремоты на пляже)

Как можно читать на этом языке?


Раньше доча уже смотрела своих любимых даш-путешественниц и диегов на русском, английском и испанском, просто блуждая по ютубам. Теперь смотрит на иврите. И ничуть не смущается.

Телефонные разговоры тут не бывают короче трех минут.

Не могу отличить на слух арабский от иврита. К стыду своему.

У арабов очень веселые национальные песни. Нужны лишь ладоши, ритм, и вот группа подпитых волосатых мужиков, расположившихся под соседним зонтиком, орет свое, родное.

Родилась гипотеза, почему наиболее непокорные народы живут в гористой местности. Просто на равнине все конфликты решаются тем, кто быстрее. А в горах проявлять непокорность можно гораздо более разнообразными способами.


Как отличить еврейскую деревню от арабской? Точнее мусульманской, а то бывают даже арабы-христиане. В мусульманской деревне торчит один-два минарета.
А еще в арабских деревнях очень много недостроенных домов. Они так от налогов укрываются.

Странная тут мода разговаривать по сотовому. Телефон не прижимается к уху, а держится в сантиметре-двух.
Можно понять, учитывая, что ухо в таком климате всегда потное и липкое, а значит, заляпает экран дорогого айфона.

Про железные дороги и автобусы Израиля — ровно полтора убогих приложения в гуглоплее. Хотя вот та же схема ЖД сообщения очень похожа не схему метро, разве что поезда ходят не каждые две минуты, а раз в час. В общем, ниша свободна.

Железные дороги тут левосторонние. И на тепловозной тяге. Встречаются двухэтажные вагоны.

Старый Иерусалим — это такой большой кусок камня, сложенный из кусочков, колонн и арок самого разного возраста: от дофигаскольколет до нашей эры до английских 1930х годов.


Если любой строительный мусор или недоделку достаточно долго не убирать или не устранять, то рано или поздно оно войдет в историю и убрать уже будет нельзя. Толпам туристов будут показывать на это и рассказывать разные байки.

У любого камня, у любой верхушки или любой дырки в скале тут найдется история в пару тысячелетий. Именно этот камень будет упомянут в Торе, Библии и Коране.
Не знаю, возможно, так в любых туристских местах.

Моря.
Средиземное. Весьма бурное. Соленое. Теплое. Каменистый берег делает возможным купание только в специально оборудованных местах. Волны — классные, но до серфинга не дотягивают.
Красное. Чуть солонее. Холоднее. Очень прозрачное. Всюду растут кораллы, так что зеленые блюдут любой клочок берега. Купаться из экологических соображений можно только в специально отведенных местах. Ну и не заплывать сильно далеко, чтобы случайно не пересечь границу с соседними государствами :) Зато, поныряв с маской, можно своими глазами увидеть всех этих разноцветных коралловых рыбок.
Мертвое. Как известно, чертовски соленое. На вкус не пробовал, ибо явно лизать побоялся, а нырять и запрещено, и не очень-то и хотелось. Очень теплое. Все что можно делать — лежать на воде кверху пузом.
Кинерет (Кинеры, Галилейское море). Пресное. Громадное озеро. Есть дикие пляжи. Хороший прибой. Народ катается на виндсерфингах. Мне больше всего понравилось.


Почему-то все экскурсоводы любят показывать границы. Таким образом, я обозрел границы с Ливаном, Палестинской Автономией, Иорданией, Египтом и морскую границу с Саудовской Аравией.

Посетил Эйлат. Самый южный город Израиля. Почти целый день туда на автобусе, почти целый день обратно. Две ночи и полтора дня — там.
Покупался в Красном море. Посмотрел на кораллы и рыбки. Почувствовал, что такое плюс 38 по Цельсию. Поругался на аэропорт под окнами отеля, да еще и с взлетающими винтовыми самолетами.


Раньше я никак не мог понять, зачем лежать спиной кверху на солнышке, если можно купаться, и зачем купаться в бассейне при отеле, если рядом — настоящее море. Теперь начал сам так поступать и понимаю :(
Потому что при +38 силы есть только на то, чтобы лежать, а не купаться. И лучше лежать в номере с кондиционером, но раз уж выбрался на пляж, то лежать хотя бы в тенечке.
Ну а купаться в бассейне более приятно. И понырять нормально можно, и вода глаза не щиплет и не противная на вкус.
Старею.

Типичный израильский перекресток выглядит так. Если это не кольцо.
Ответвление для поворота направо. Поворачивать можно всегда, только пропустить пешеходов и транспорт с других направлений. Мигает единственный желтый с силуэтом пешехода, предупреждает.
Для направления прямо — отдельный светофор, помеченный предписывающим знаком «Движение прямо». Для поворота налево — тоже отдельный светофор, помеченный знаком «Движение налево». В нем в виде стрелки — только зеленый сигнал. Никаких боковых секций. Выглядит это странно: подъезжаешь к перекрестку, а там два светофора.
Однако путаницы не возникает, потому что прямо, налево, направо — это разные полосы движения, четко выделенные разметкой и специальными бугорками на разделительной, призванными воздействовать на пятую точку водителя.
Разметка очень подробная. Знаков "Направления движения по полосам" нет, зато нарисованы здоровенные стрелки прямо посреди каждой полосы: куда можно поворачивать и когда перестраиваться. Бывает, даже размечены траектории левых поворотов.


Тут можно выпить чуток пивасика, прежде чем сесть за руль.
Ремнями пристегиваются все. Но, например, водитель автобуса не требует от пассажиров быть пристегнутыми, несмотря на наличие ремней.
Вообще видел, что зверствуют только насчет парковки. Да и то, включил аварийку, сидишь за рулем — ну и стой где попало хоть полчаса.
Ну и в субботу не штрафуют.

Почему во всем мире на знаке «Движение без остановки запрещено» написано STOP, а в Израиле нарисована поднятая ладонь? Потому что евреи читают справа налево и могут прочесть STOP оскорбительно неправильно.

На Мертвом море Билайн радостно поздравил меня с прибытием в Иорданию. А минутой позже — с возвращением в Израиль.

На каждом посту автотранспорт встречает улыбающаяся девушка в форме и с автоматом.
Посты стоят на въездах с территорий Бэ (где разрешается движение палестинских автомобилей) на основную территорию Израиля. Вокруг и в самом Иерусалиме постов этих — дофига.

После посещения Иерусалима становится интересно читать статьи Википедии религиозного содержания.


На линиях электропередач (коих тут тысячи) висят красные шары. Есть несколько гипотез, что это.
Чтобы не замыкало провода при сильном ветре. Маловероятно, ибо шары нанизаны только на один провод и довольно редко.
Чтобы линии электропередач было видно пилотам пролетающих самолетов и вертолетов. Тоже странно, ибо кроме ВВС США в районе Мертвого моря вряд ли кто летает так низко.
Чтобы уравновесить провода по обе стороны от поддерживающей опоры, а также избежать резонансных колебаний проводов и опоры. Звучит наиболее солидно, однако не понятно, почему так не делают в России.
Комментаций от @Rondo: Скорее всего это маркеры для пилотов, правда знания на эту тему у меня всего из одной статьи, да и то сами-знаете-кого tema.livejournal.com.

Выдвигаюсь в сторону родины.

Ну здравствуй, Россия.

Аэропорту Бен-Гуриона — минус 500 в карму за чудовищную очередь на досмотр и регистрацию. Улетающие из Израиля, имейте в виду, что в аэропорту нужно быть за три часа до рейса.
И это именно контроль безопасности аэропорта, еще ДО регистрации.
Сам досмотр не сильно напряг. У мну только пролистали кучку одинаковых книжек про МонгоДБ, которые я стащил на конференции. Полуторачасовая очередь напрягла. Там из очереди вытаскивали пассажиров, начинающих опаздывать на свой рейс. Такие очереди я видел только в JFK, да и то по прилету, а не на вылет.

Оказывается, за две недели пассажиром я привык к израильским дорогам. Вернулся в Роиссю и ужаснулся. Где разметка? Где нормальные развязки? Откуда пробки? Чо, блин, за ямищи на дорогах? Почему кольцо — не главная?

Был не прав. Еврей и иудей — это одно и то же.
Википедия говорит, что это самоназвание — одно слово и на иврите и на идише. Ну и, к примеру, браки в Израиле — исключительно церковные.


Фоточки
Гуглоистория