2014-03-09

О коммунальных платежах

Терпеть не могу платить за квартиру. Потому что за одну квартиру аж пять квитанций: «единая», за воду, за отопление, за электричество, за домофон. А уж если надо платить и за квартиру родителей, то вообще получается ад. И это несмотря на то, что я уже много лет не стою в очередях, а пользуюсь интернет банком.


Что нам предлагают эти самые интернет банки или специализированные сервисы? Первое и обязательное — это интеграция с получателями платежей: всеми этими водоканалами и энергосбытовыми компаниями. В обмен на номер лицевого счета (у каждой квитанции — свой собственный и неповторимый), вы получаете почти те же графы и цифры, что и в бумажной квитанции. Почти. Встречаются тут и ошибки, самой частой из которых, по моим наблюдениям, является указание данных за текущий месяц, а не за месяц оплаты. Я всегда плачу после первого числа месяца, соответственно, за предыдущий месяц, и мне показывают не те цифры.
Понятно, что сам платеж должен уйти не одной цифрой, а быть связан как с лицевым счетом, так и расписан по графам, как в квитанции. Некоторые не сильно изысканные получатели, вроде домофонных компаний, вообще не предоставляют никаких данных, и вся тяжесть запоминания номеров счетов и сумм платежей ложится на пользователя.


Чтобы не вбивать лицевые счета каждый раз и вообще контролировать расходы и иметь возможность указать этим самым коммунальным компаниям, что и когда было уплачено, в спорных случаях, во всех системах есть история платежей. Причем можно повторить аналогичный платеж из истории. Это несколько упрощает жизнь. Но коммунальные платежи — каждый месяц разные. Поэтому при повторении как правило берется только лицевой счет, и получатель опрашивается заново, чтобы получить свежую «электронную квитанцию». Для пользователя это сводится к пробеганию истории платежей месячной давности и тщательного её повторения. Тут важно не запутаться, отделить коммунальные платежи от остальных, не пропустить и не повторить платеж. С двумя квартирами, где один и тот же платеж, но с разными лицевыми счетами, надо повторить дважды, — это снова ад.


Встречаются еще и шаблоны. Для коммунальных платежей использование шаблонов почти не отличается от повторения платежей из истории. Разве что имена шаблонам можно дать человекопонятные. И в списке шаблонов разобраться проще, чем в истории, просто потому, что шаблонов меньше. Не очень великий профит.

Бывают еще периодические платежи. Когда вы даете указание банку каждый месяц списывать туда-то определенную сумму. К коммунальным платежам это почти не применимо, потому как сумма каждый месяц получается уникальная. Ну любят начислять за места общего пользования и всякие пени случайным образом. Да и повышать расценки тоже любят внезапно и постоянно.

Бывают еще выставляемые счета. Это особенно удобно, когда вы не хотите светить номер своей карты и оплачиваете через интернет банк. Получатель платежа выставляет при этом счет, который виден в интернет банке. Вы спокойно заходите в интернет банк, просматриваете счет и жмете кнопку «Оплатить». Или не жмете, если не хотите. Ни разу не видел, чтобы коммунальные компании выставляли счета таким образом. Да и механизм не предусматривает правки суммы платежа, что в данном случае необходимо.


Я хочу платить за квартиру так. В начале месяца мне приходит уведомление о том, что пора платить с предварительной суммой платежа всем коммунальным компаниям (за эту квартиру). Я захожу в интернет банк когда мне удобно (мобильный интерфейс тут не к чему, хватит десктопного браузерного). И вижу некую сводную таблицу: кому, сколько, за что нужно заплатить. С итоговой суммой. Система уже опросила всех получателей платежей для формирования этой таблицы. Вооружившись бумажными квитанциями, я просматриваю эту таблицу и вношу правки: где-то я не хочу платить пени, где-то я не буду оплачивать долг, где-то еще что-то. Можно даже сделать выбор: снять галочки с пунктов, которые оплачивать не буду (ну бывает такое). Также я указываю текущие показания счетчиков, и сумма платежа по счетчику формируется автоматически. После всех этих манипуляций (на одном экране!) я соглашаюсь с итоговой суммой и жму (одну!) кнопку «Оплатить». После этого можно запросить код подтверждения, ввести номер карты, и провести прочие процедуры безопасности/авторизации. Акт оплаты всех коммунальных платежей за квартиру является одним платежным действием! Понятно, что в первый раз придется все это дело настроить: ввести те же лицевые счета и связать их с квартирой. Но эта предварительная настройка того стоит.


Такой способ оплаты (надеюсь лишь пока) нигде не реализован. Сделать его в качестве отдельного стартапа выглядит затруднительным. Ибо требуется тесная интеграция и с получателями платежей, и с банками, чтобы получить низкую комиссию (не более 1%). Так что дарю идею интернет банкам и платежным сервисам. Сделайте жизнь удобнее.